С 16 мая 2017 года вступил в силу вышеназванный Закон. С принятием данного Закона полномочия судебного исполнителя стали шире, что непосредственно может отразиться на практике и эффективности взыскания задолженности. Следует отметить, что тема взыскания задолженности как никогда актуальна ввиду кризисного состояния экономики. Ниже отметим наиболее существенные изменения в процедуре исполнительного производства.

Правопреемство в исполнительном производстве.
Ранее в случае реорганизации юридического лица, уступки права требования, перевода долга и других форм перемен лиц в обязательствах требовалось подача в суд заявления о замене выбывшей стороны по исполнительному производству. С принятием Закона замену выбывшей стороны осуществляется на основании заявления стороны или по собственной инициативе судебного исполнителя. Замена выбывшей стороны может быть на любой стадии исполнительного производства, а также хозяйственного процесса.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.
Новый Закон устанавливает больший срок для предъявления исполнительных документов к исполнению, который теперь составляет 3 (три) года со дня вступления в законную силу судебного постановления, ранее данный срок составлял 6 (шесть) месяцев для экономических дел. Следует отметить, что при пропуске вышеназванного срока предъявления исполнительного документа, его можно восстановить через суд, который вынес соответствующее постановление. Возвращение взыскателю исполнительного документа не препятствует его повторному предъявлению в течение трех лет.

Действия взыскателя до предъявления документа к исполнению.
До предъявления исполнительного документа судебному исполнителю взыскатель должен направить исполнительный документ в банк для списания в бесспорном порядке денежных средств со счета Должника. Законом установлено исключение для нерезидентов, которые могут сразу обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа.
К существенным новшествам мер обеспечения можно отнести возможность ограничения судебным исполнителем должника (гражданина, индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица) выезда за пределы Республики Беларусь. К должностному лицу в соответствии с настоящим Законом относятся директор, главный бухгалтер, лица уполномоченные управлять должником (Например: управляющие по договору, лица входящие в коллегиальный исполнительный орган). Применение вышеназванной меры обеспечения осуществляется на основании ходатайства взыскателя или по собственной инициативе судебного исполнителя. Ограничения права на управление транспортными средствами, права на охоту, а также ограничение права на посещение игорных заведений возможно в отношении должника (гражданина, индивидуального предпринимателя) на основании решения суда. Исключение может составлять ели эти права необходимы в связи с инвалидностью, а также являются единственным источником дохода.

Возбуждение исполнительного производства.
Изменился порядок возбуждения исполнительного производства, когда должником является физическое лицо. Взыскателю потребуется самому подавать заявление на основании выданного судом исполнительного листа.

Обжалование действий (бездействия) судебного исполнителя.
При подаче жалобы на действия (бездействия) судебного исполнителя исполнение исполнительного документа приостанавливается, а жалобу можно подать как в отношении судебного исполнителя, так и в отношении руководителя органа принудительного исполнения. Срок рассмотрения жалобы составляет 10 (десять) рабочих дней.

Полномочия судебного исполнителя стали шире.
Так теперь судебный исполнитель может задержать и принудительно эвакуировать на охраняемую стоянку транспортное средство. В случае если требуется поиск транспортного средства, соответствующее постановление судебный исполнитель передает в органы внутренних дел. Судебный исполнитель имеет право приостановить операции по банковским счетам должника, в результате чего должник не сможет открыть новые в других банках. Обращение взыскания стало возможно в отношении товаров должника находящихся под таможенным контролем (в частности, по Декрету № 6), в случае отсутствия необходимых денежных средств и имущества у должника. Судебный исполнитель вправе обратить взыскание одновременно на имущество, заработную плату, иные доходы должника.

Реализация и независимая оценка имущества.

Установлено, что с электронных торгов реализуются: транспортные средства, недвижимое имущество и имущество стоимостью 1000 (одна тысяча) базовых величин и более.

Независимая оценка проводится в отношении:
– когда установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно;
– когда имущество подлежит реализации с торгов/электронных торгов;
– предприятия как имущественный комплекс;
– капитальные строения (здания, сооружения) изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения и доли в общей собственности на них;
– технологическое оборудование, станки, механизмы; культурные ценности;
– транспортные средства;
– вещи стоимость которых превышает 50 (пятьдесят) базовых величин.

В случае если сторона не согласна с оценкой, она может подать ходатайство о проведении повторной независимой оценки, оплата которой возлагается на данную сторону. Результаты независимой оценки действительны в течение 1 (одного) года, в случае не реализации имущества в этот период, оценку требуется проводить повторно. Проведение независимой оценки будет устанавливать ликвидационную стоимость, которая будет ниже рыночной.