Изменения, вносимые в Декрет от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования», предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 2. Одним из существенных нововведений является предоставление Декретом № 2 возможности открытия банковского расчетного счета одновременно с регистрацией субъекта хозяйствования, основанием данного действия будет являться представление регистрирующего органа. Предполагается, что данные изменения будут способствовать сокращению административных процедур, упрощению порядка регистрации и ускорению начала осуществления предпринимательской деятельности.

Данный декрет исключает ограничения по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств. Напомним, что действующая редакция Декрета № 1 закрепляла положения, согласно которому в заявлении о государственно регистрации подтверждались сведения об отсутствии у учредителя (участника) дочернего хозяйственного общества иди дочернего предприятия не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств.

Согласно декрету у регистрирующих органов появляется право на ликвидацию субъекта хозяйствования, в случае, если последний не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд. Напомним, что в настоящее время данный срок составляет 12 месяцев, при этом учитывается отсутствие отправленного сообщения о причинах неосуществления данной деятельности.

Также одним из нововведений стал трёхлетний срок, установленный для обращения налоговых и иных уполномоченных органов в суд с иском о признании государственной регистрации недействительной, их ликвидации. Действующая редакция Декрета № 1 данный срок не устанавливает. Следует отметить, что данный срок также распространяется на обжалование субъектами хозяйствования действий (бездействия) регистрирующих органов.

Кроме этого, данный Декрет предусматривает, что субъект хозяйствования при принятии решения о самоликвидации имеет право на заключение договора оказания аудиторских услуг. Также, документом закрепляется право юридических лиц и ИП в определённых случаях подавать документы о ликвидации (прекращении деятельности) в электронном виде. Безусловно, это также будет способствовать упрощению процедуры ликвидации субъекта хозяйствования.

Напомним, что действующая редакция Декрета № 1 закрепляет право подачи документов о государственной регистрации как путем личного обращения, так и в определённых случаях, в электронной форме. В свою очередь, право подачи документов о ликвидации (прекращении деятельности) ЮЛ и ИП может быть реализовано путем личного обращения. Однако, Декрет № 2 содержит положения, согласно которым данный алгоритм действий, направленный на ликвидацию субъекта, в определённых случаях может быть осуществлён и в электронной форме.

Документ, за исключением некоторых положений, вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.