Постановлением Минтруда №41 от 7 августа 2017 г. «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек» внесен ряд изменений и дополнений в соответствующую Инструкцию. Данные изменения обусловлены практическими проблемами, существующими в сфере заполнения трудовых книжек нанимателями. Постановление вступает в силу 13 октября 2017 года. Именно с этой даты трудовые книжки будут заполняться по-новому.

Так, теперь в трудовые книжки не будут вноситься следующие сведения: о работе по гражданским договорам и осуществлении предпринимательской деятельности; об условии выполнения работы по срочному трудовому договору; о дисциплинарных взысканиях, за исключением увольнений; о режиме гибкого рабочего времени; о неполном рабочем времени.

Новеллы касаются в первую очередь порядка внесения записей в трудовые книжки работникам индивидуального предпринимателя в случае его смерти, присвоения разрядов рабочим с внесением в трудовые книжки учреждениями образования в случае, когда на момент зачисления в такое заведение рабочий не имел нанимателя. Регулируются трудовые правоотношения работников в сфере спорта в случае смены ими нанимателя.

Также установлен порядок выдачи дубликатов трудовых книжек в случая ликвидации нанимателя по последнему месту работы, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В этом случае дубликат трудовой книжки выдается нанимателем по новому месту работы независимо от срока, прошедшего с даты увольнения.

Кроме того, установлено, что запись работнику индивидуального предпринимателя, свобода которого ограничена, вносится регистрирующим органом и скрепляется его печатью. Данные изменения можно рассматривать в позитивном ключе, так как все они направлены на устранение конкретных правовых пробелов, существовавших в законодательстве. Следует отметить, что трудовые книжки используются для отражения трудовых правоотношений не во всех странах. Однако они так укоренились в отечественную практику, что об их отмене говорить в настоящее время не приходится.