13.06.2017 г. был принят Закон №50-З, который вносит изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». В законе конкретизируется правовое регулирование организации и перевозки пассажиров автомобилями-такси.

Документ дополнен определением «электронная информационная система», кроме того положениями, которые устанавливают особенности выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси, клиентам предоставляется широкий спектр услуг.

В ст. 40 Закона определен четкий перечень транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов. К ним относятся: путевой лист; ТТН; CMR-накладная, другие документы в соответствии с Правилами. Документ разграничил применение ТТН-1 для внутриреспубликанских и CMR-накладной для международных перевозок, исключается применение одновременно двух ТН.

Законом № 50-З Министерство транспорта и коммуникаций наделено полномочиями по установлению порядка оформления транспортных документов. Обеспечить передачу перевозчику или его представителю определенные документов, примерный перечень которых представлен в пункте 22 Правил автомобильных перевозок грузов, обязан грузоотправитель.

Устранено противоречие в Законе и КДПГ, принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г., которая имеет приоритет перед национальным законодательством. В соответствии с новой редакцией ст. 44 Закона перевозчик обязан проверить только наличие транспортных документов (раньше, нужно было проверить правильность оформления).

Также грузоотправитель теперь ответственен авто перевозчиком и 3-ми лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью сведений, указанных в документах, которые оформляются грузоотправителем, или если необходимые документы отсутствуют.

Это позволяет исключить перевозчика из зоны ответственности по нарушениям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ. С 01.01.2016 г. была введена в действие Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ, применение ее положений начнется с 01.01.2018 г. Страна-участница ЕКМТ, которая претендует на получение разрешений ЕКМТ, на законодательном уровне должна подтвердить, что на территории страны соблюдаются требования Хартии качества, все это будет проверяться в рамках специального аудита.

Она принята для развития рынка международных грузовых авто перевозок в Европе и распространяется на перевозки, которые выполняются с использованием разрешений ЕКМТ.

Хартией установлены общие требования к подготовке водителей, к профессии и классификации нарушений в сфере ЕКМТ. Например, вводятся единые для всех стран-участниц ЕКМТ требования к предприятиям, которые осуществляют данные перевозки: деловая репутация, гармонизированная система контроля и санкций за нарушения требований Хартии и другое. Все это будет установлено Правилами автомобильных перевозок грузов.

Устанавливается порядок подтверждения профкомпетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных перевозок, а также водителей, выполняющих международные перевозки грузов, в случае, когда подтверждение профкомпетентности таких водителей предусмотрено международными обязательствами РБ, и выдачи свидетельств, которые подтверждают профкомпетентность.

В целях обеспечения эффективного использования трудовых и материальных ресурсов на отдельные виды автомобильных перевозок могут вводиться ограничения (квоты) по количеству используемых транспортных средств определенного типа.

Также для того, чтобы реализовать договоренности, которые достигнуты главами государств-членов ЕАЭС, ст. 19 Закона предусматривается, что выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок автомобильными перевозчиками государств – членов ЕАЭС будет осуществляться на основании международно-правовых актов, которые составляют право ЕАЭС, при соблюдении условий, установленных законодательством.

Таким образом, закон позволит устранить пробелы в законодательстве, увеличит эффективность госуправления в этой сфере, будет развивать транзитный потенциал.