Ликвидация Вашего субъекта хозяйствования инициирована регистрирующим органом? Правомерно ли это? Мы поможем Вам разобраться. А также поможем завершить ликвидацию, ведь принятие регистрирующим органом решения не означает исключения субъекта хозяйствования из ЕГР.

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена не только согласно решению его учредителей, но и по решению регистрирующего органа. В данном случае не назначается ни ликвидатор, ни члены ликвидационной комиссии. Также не составляется в обязательном порядке и ликвидационный баланс; не производится публикация о ликвидации в журнале “Юстиция Беларуси”. Однако это не означает, что в случае принятия рассматриваемого решения регистрирующим органом субъект хозяйствования автоматически исключается из ЕГР. Учредителям, так или иначе, необходимо сдать документы в архив. А также уничтожить печать надлежащим образом, хоть они и не несут обязанностей органа, принявшего решение о ликвидации. Зачастую вопросы возникают к ликвидируемому таким образом предприятию и у неналоговых бюджетных организаций, например, ФСЗН либо Белгосстрах. Тем не менее, процесс исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, ликвидированного согласно решению регистрирующего органа, протекает безболезненней, особенно в плане сроков.

В соответствии с п. 3.3. Положения о ликвидация (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года, решение о ликвидации юридического лица может быть принято по решению регистрирующего органа в следующих случаях:
1) Неосуществление предпринимательской деятельности в течение года и отсутствия сообщения налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности.
2) Внесение предложения налоговым органом о ликвидации субъекта хозяйствования (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием долга безнадежным и его списанием.
3) Непринятие руководителем некоммерческой организации или собственником (учредителем) мер по смене собственника учреждения, ассоциации (союза) в двухмесячный срок, в случае состояния данных лиц на профилактическом учете за правонарушения.
4) Осуществление некоммерческой организацией деятельности, которая не соответствует целям, которые указаны в уставе.

Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации субъекта хозяйствования на основании представления таких органов, как Комитет государственного контроля, прокуратура, органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговых, а также некоторых других уполномоченных органов. Следует помнить, что решение о ликвидации, принятое регистрирующим органом, может быть отменено только в судебном порядке. Поэтому при желании продолжать деятельность следует своевременно разъяснить компетентным органам причины. По которым деятельность не осуществляется более года. Как правило, данные органы с пониманием относятся к таким случаям. Поскольку решение о ликвидации рассматривается ими скорее как право, чем как обязанность.

Регистрирующими органами признаются органы, указанные в п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года. Ими признаются, Национальный банк – при государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; Министерство финансов – при регистрации страховых организаций; Министерство юстиции – при регистрации торгово-промышленных палат; Администрация СЭЗ – при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этих зонах; Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка – при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории парка; Облисполком и Минский горисполкомом – при регистрации иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы могут делегировать свои полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

В случае принятия решения регистрирующим органом о ликвидации требования кредитора могут быть заявлены, но обязанности принятия таких требований у регистрирующего органа нет, тем самым интересы кредиторов могут быть не удовлетворены. В тоже время, предъявление требования кредитора после исключения субъекта хозяйствования из ЕГР уже невозможно. Однако в соответствии п. 25 вышеупомянутого Положения о ликвидации кредиторы имеют право в течение трех лет со дня исключения из ЕГР предъявить иски в экономический суд о привлечении учредителей к субсидиарной ответственности.

Тем не менее, нельзя не отметить, что такое положение вещей ущемляет права кредиторов предприятия, ликвидируемого согласно решению регистрирующего органа, по сравнению с кредиторами предприятия, ликвидируемого по решения учредителей. В начальный период действия Декрета Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года налоговое органы, являясь фактически основными инициаторами процедуры ликвидации по решению регистрирующего органа на практике, пользовались данным правом чаще всего с осторожностью. К “ликвидация” представлялись в основном коммерческие организации, которые не просто не осуществляли деятельности. Но даже не открывали расчётный счёт в банке, ни разу не предоставляли налоговой декларации.

В настоящий же момент решение о ликвидации зачастую принимается при наличии минимальных формальных признаков, при этом судьба кредиторов коммерческой организации мало кого интересует, зачастую не принимается во внимание даже наличие задолженности перед неналоговыми государственными организациями. Думается, что стоит либо ограничить право регистрирующего органа на ликвидацию организациями, которые не вели деятельность с момента создания согласно выписке по банковскому счёту, либо предусмотреть внесудебную возможность отмены данного решения при наличии кредиторов самим регистрирующим органом.

Критическим представляется также то, что регистрирующий орган принимает решение на основании формальных сведений, предоставляемых иным органом, не запрашивая мнения ликвидируемого субъекта хозяйствования, иных заинтересованных лиц. С одной стороны, понятно желание освободить регистрирующий орган от излишней нагрузки, с другой стороны, на практике получается, что административный орган единолично принимает судьбоносное в правовом плане решение на основании сведений, за достоверность которых не отвечает, хоть и добросовестность сведений представленных иным государственным органом и презюмируется.