Заключение договора строительного подряда урегулировано Указом Президента РБ от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Постановлением Совмина РБ от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Согласно п. 1 Указа заключение договора строительного подряда требует проведения подрядных торгов при строительстве объектов, финансируемых за счет:
– средств респ. и (или) местных бюджетов, в т.ч. гос. целевых бюджетных фондов, а также гос. внебюджетных фондов, внешних госзаймов, внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков РБ, выдаваемых под гарантии Правительства, областных и Минского городского исполкомов – при стоимости строительства объекта 6000 базовых величин и более;
– иных источников, в т. ч. средств госорганизаций и хозобществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, – при стоимости строительства объекта 100 000 базовых величин и более.

Проведение подрядных торгов не является обязательным в такой процедуре как заключение договора строительного подряда, в следующих случаях:
– с генеральной проектной или генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Совмином, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в госпрограмму строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Совмином по согласованию с Президентом);
– подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
– заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту;
– специализированными организациями (подчиненными респ. органу госуправления, регулирующему вопросы преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС) проводятся работы по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, по которым принимались решения об отселении (подп. 1.6 п. 1).

Во 2-4-м случаях закупки осуществляются по выбору заказчика либо путем проведения торгов или путем проведения переговоров.

Правила, изложенные выше, не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур. Заключить договор строительного подряда в данной ситуации становится проще.

В соответствии с п. 8 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда: утв. Постановлением Правительства РБ от 15 сентября 1998 г. № 1450 (далее – Правила) договор подряда заключается при наличии у заказчика следующих документов:
– разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта, выданной местным исполкомом в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с зак-вом получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта “под ключ”);
– выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, выданной не ранее чем за 30 дней до даты заключения договора;
– проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных зак-вом, и утвержденной в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика. Вместе с тем при параллельном проектировании и строительстве допускается заключение договора при отсутствии полного комплекта проектной документации на весь объект в целом (п. 14 Правил);
– протокола о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным;
– документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством.

Для подрядчика необходимо иметь документы, подтверждающие право на осуществление строительной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством, а также аттестованных специалистов в штате (п. 8 Правил). В настоящее время в Беларуси действует трехступенчатая система получения разрешительной документации в строительстве, предполагающая получение свидетельства о технической компетентности, сертификата на выполнение соответствующих видов строительных работ, а также аттестата строительно организации на соответствующий класс сложности зданий.

При строительстве объекта “под ключ” именно подрядчик обязан:
– получить необходимую разрешительную документацию и разрешение на производство строительно-монтажных работ;
– передать заказчику на утверждение проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу.

Во всех случаях подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства, а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством (там же).

Заключение договора строительного подряда происходит в письменной форме путем составления единого документа (п. 18 Правил).
К договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
– документы, подтверждающие полномочия представителей сторон, если стороны действуют через представителей;
– график производства работ, за исключением случаев строительства объекта продолжительностью не более 1 месяца;
– график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты);
– график поставки материальных ресурсов заказчиком, если по договору это является его обязанностью;
– конкурсная документация, в т.ч. протоколы заседания конкурсной комиссии;
– предложения (расчеты) подрядчика о формировании договорной (контрактной) цены и протокол ее согласования.

Необходимо помнить, что если договор строительного подряда заключается по результатам торгов, то он относится к договорам, заключаемым в обязательном порядке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если проведение подрядных торгов не является обязательным, то договор подряда заключается на основании переговоров и соглашения сторон. Он может быть подготовлен заказчиком, или подрядчиком, или совместно сторонами. До заключения договора подряда заказчик и подрядчик могут заключить предварительный договор, определяющий взаимоотношения сторон на стадии подготовки к строительству объекта.

Надеемся, настоящая публикация помогла Вам разобраться с такой темой, как заключение договора строительного подряда в Беларуси. Если нет, пишите Ваши комментарии, постараемся на них ответить.

Также читайте статьи нашего сайта, посвященные строительно-правовой тематике:
1. Взыскание задолженности по договору строительного подряда. Об особенностях взыскания задолженности по договору строительного подряда в судебном и ином порядке.
2. Российский подрядчик при строительстве объекта в Республике Беларусь. Об особенностях получения разрешительной документации российской организацией, намеревающейся осуществлять строительную деятельность в Республике Беларусь.
3. Регистрация строительной компании в Беларуси. Об особенностях создания строительного бизнеса в Республике Беларусь с правовой точки зрения.
4. Строительные работы, подлежащие сертификации. О случаях, когда необходимо проходить сертификацию строительных работ. О формальных условиях прохождения сертификации.