Оказываются юридические услуги по прохождению ОСПК, сертификации строительных работ, аттестации соответствия строительных организаций Российской Федерации согласно законодательству Республики Беларусь при строительстве объектов в Республике Беларусь. Цена договорная.

Для того чтобы резидент Российской Федерации смог быть подрядчиком при строительстве объектов на территории Республики Беларусь и имел право на заключение договора строительного подряда. Ему необходимо получить всю разрешительную документацию, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Это обусловлено тем, что введение единого допуска к строительной деятельности в ЕАЭС хоть и находится пусть и в ближайших, но всё-таки ещё лишь планах. При этом необязательно создавать дочернее предприятие на территории Республики Беларусь. Хотя, безусловно, субъект хозяйствования Российской Федерации является таким же нерезидентом, как и все остальные иностранные организации.

Прохождение всех необходимых административных процедур вполне возможно и непосредственно российской компанией. Однако здесь стоит понимать, что расходы на получение разрешительной документацией нерезидентом могут возрасти в разы, а также могут возрасти и сроки. Это связано в первую очередь с тем, что специалистам сертифицирующих органов придётся выезжать в командировку по месту нахождения российской организации. Поэтому при желании сэкономить средства, стоит рассмотреть вариант с регистрацией дочерней коммерческой организацией по праву Республики Беларусь. Такой подход имеет ещё и то преимущество, что он делает наем работников в Беларуси более удобным. Кроме того, строительное предприятие со всеми аттестатами и сертификатами можно будет в последующем продать, если надобность в нём отпадет, покрыв все расходы по его созданию.

В то же время, здесь необходимо учитывать и класс сложности объекта, работы на котором будут выполняться. Вновь созданная белорусская организация не сможет получить допуски на выполнение строительных работ на объекте высокого уровня сложности (выше третьего). Таким образом, российским строительным организациям, планирующим выполнять работы на крупных промышленных объектах, в любом случае придется получать разрешения и допуски непосредственно на российскую организацию. Так как дочернее белорусское юридическое лицо не сможет зачесть необходимые строительные объекты головной организации и это не позволит ей выполнять работы в Беларуси.

Прежде всего, российской организации необходимо создать систему производственного контроля в строительстве. А также произвести её оценку компетентным органом с целью получения свидетельства об оценке технической компетентности системы производственного контроля. В соответствии с Правилами заключения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450. И Техническим кодексом установившейся практики (ТКП) 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2010 N 476 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

Затем необходимо определиться будут ли выполняться виды работ, подлежащие обязательной сертификации. Данные виды содержатся в Техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748. Здесь стоит отметить, что получение сертификатов необязательно, если российская организация выступает в роли генерального подрядчика, но фактически все работы выполняются субподрядчиками, имеющими соответствующие сертификаты. Стоит отметить, что данное правило не распространяется на иные виды разрешительной документации.

Все строительные организации, осуществляющие строительство объектов на территории Республики Беларусь, обязаны получить аттестат соответствия согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». И постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 N 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства». От получения аттестата освобождены лишь организации, выполняющие работы по строительству объектов пятого класса сложности. К таким объектам относятся одноэтажные здания без фундамента, теплицы, небольшие хозяйственные постройки и т.п. Однако при наличии малейшего сомнения касательно отнесения здания либо сооружения к тому или иному классу сложности стоит проконсультироваться со специалистом. Который даст оценку на основании технических нормативно-правовых актов. Ведь ответственность за работу без разрешительной документации очень серьёзная и может стать предметом отдельной публикации.

Также нельзя забывать и о том, что некоторые виды работы на объектах повышенной сложности, могут требовать получения лицензии на осуществления деятельности в области промышленной безопасности. Сюда, среди прочего, относят работы по ремонту и строительству котельных, лифтовых конструкции, некоторые работы на ядерных объектах. Получением данной лицензии ведает Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в лице Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности. Получение данной лицензии может занять длительное время, особенно в ситуации, если организация ранее не выполняла подобные виды работ.

При необходимости получения разрешительной документации в срочном порядке не следует пренебрегать квалифицированными юридическими услугами. Либо рассмотреть вариант покупки готовой строительной фирмы, имеющей все нужные документы. Но в последнем случае также необходимо проявить осмотрительность. Чтобы не купить вместе с компанией её историю нарушений строительного и иного хозяйственного законодательства.

При строительстве объектов в Республике Беларусь российская компания обязана стать на налоговый учёт в качестве постоянного представительства при выполнении строительных работ в течение более 180 дней согласно ст. 139 Налогового кодекса Республики Беларусь. При выполнении иных работ, не являющихся строительными, более 90 дней. Открывать представительство, аккредитованное МИД Республики Беларусь, в настоящее время не имеет никакого смысла для иностранной строительной организации. Поскольку такое представительство не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь. Поэтому получить на него разрешительную документации невозможно. Следовательно, открытие такого представительства вызовет только ненужные финансовые затраты.