Оказываются следующие юридические услуги:
– подготовка ходатайства об освобождение от ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– обжалование решений налоговых и других органов по вопросам административных взысканий в отношении субъектов хозяйствования (подготовка документов).

Необходимо различать освобождение от ответственности (административного взыскания) в том случае, когда оно наложено в нарушение норм законодательства, и в том случае, когда оно наложено законно. В первом случае речь об освобождении от ответственности обычно идет в связи с обжалованием постановления органа, ведущего административный процесс, в судебном либо административном порядке. Настоящая статья посвящена в первую очередь освобождению субъекта хозяйствования от административной ответственности во второй ситуации.

Зачастую административное взыскание может быть непосильным для юридического лица, а вред, выраженный в прекращении хозяйственной деятельности, станет несоизмеримым размеру накладываемого взыскания. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях позволяет органу, ведущему административный процесс, учитывать при наложении взыскания ряд факторов, смягчающих ответственность, а также позволяющих в определённых случаях освободить юридическое лицо от административной ответственности. Вместе с тем, когда административное взыскание уже наложено и соответствующее решение вступило в силу, остаётся только добиваться освобождения от административной ответственности, пользуясь средствами, находящимися вне административного процесса.

Так, в целях предотвращения ликвидаций и банкротств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принят Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481. В рамках данного указа юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может отменить решение органа об административном взыскании. С практики нередки случаи, когда выплата штрафов для субъектов хозяйствования становится невыполнимой задачей ввиду их больших размеров. В таких случаях собственник теряет интерес к дальнейшему развитию компании и может уйти в процедуру банкротства.

Освобождение от административной ответственности может быть полным либо частичным. Для принятия решения об освобождении требуется подача ходатайства, которое подается в облисполком, Минский горисполком по месту регистрации субъекта хозяйствования. Ходатайство может быть подано в течение одного года с даты вынесения решения о наложении административного взыскания. Подается ходатайство при условии, что у субъекта хозяйствования нет задолженности по налогу (сбору), или за неуплату которого наложено административное взыскание, а также при условии отсутствия задолженности по платежам в ФСЗН, бюджетных ссуд и займов. Ходатайства поданные с нарушением порядка возвращаются заявителю и рассмотрению не подлежат. Также не принимаются ходатайства содержащие сведения о необоснованности наложения административного взыскания, так как в данном случае они подлежат обжалованию в установленном порядке.

Ходатайство должно содержать:
– социальные и экономические последствия, от наложения административного взыскания;
– информацию о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;
– просьбу о полном либо частичном освобождении от ответственности;
– информацию о комиссии, принявшей решение о реализации конфискованного имущества;

Прилагаются к ходатайству следующие документы:
– копия постановления о наложении административного взыскания;
– копия решения государственного органа в случае обжалования;
– годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату текущего года;
– справка об основных экономических показателях по форме утвержденной Министерством экономики;
– обязательство заявителя о возмещении расходов на хранение имущества, при решении о его конфискации;
– копия приказа Минфина или местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств;
– копия постановления о бесспорном взыскании недоимки, пени в ФСЗН.

Срок рассмотрения ходатайства составит ориентировочно три месяца. При подаче ходатайства в государственный орган в течение двух рабочих дней оно направляется в государственный орган, вынесший постановление, с приостановлением исполнения административного взыскания, за исключением, если имущество, подлежащее конфискации, имеет ограниченный срок годности, который составляет менее 60 дней. Государственный орган, принявший на рассмотрение ходатайство, делает заключение и направляет его для рассмотрения в межведомственную комиссию. Срок рассмотрения ходатайства межведомственной комиссией составляет 2 месяца. После рассмотрения комиссия принимает решение о целесообразности или нецелесообразности освобождения от административной ответственности.

Фактически освобождение от ответственности согласно рассматриваемому Указу представляет собой “помилование” субъекта хозяйствования, получаемое при наличии воли правоприменителя при условии соблюдения особого административного порядка. Критичным моментом при подаче ходатайства является грамотное обоснование экономической целесообразности освобождения от ответственности и приложение всех необходимых документов. Поэтому следует подойти к составлению ходатайства со всей основательностью, задействовав юридические и экономические подразделения компании либо обратившись за профессиональной помощью.

Избежание банкротства из-за штрафных санкций, безусловно, в интересах не только субъекта хозяйствования в лице его руководителя, но и учредителей коммерческой организации. Ведь в случае банкротства они будут наверняка привлечены к субсидиарной ответственности в части штрафных санкций, которые не будут погашена за счёт имущества предприятия в ходе конкурсного производства. Такое положение вещей повлечёт ряд негативных последствий для них как физических лиц, выражающихся в наложении взыскания на их имущество, запрете покидать территорию Республики Беларусь.