Осень принесла новости законодательства в такой сфере как зелёная энергетика. Данная информация затронет в первую очередь инвесторов в государственно-частное партнёрство, связанное с возобновляемыми источниками энергии в Беларуси.  Также будет интересно и субъектам хозяйствования, которые используют альтернативную энергетику для собственных нужд.

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли №73 от 3 сентября 2018 года установило повышающие коэффициенты на закупку «зелёных» мегаваттов в рамках квот на 2019 год по созданию электроустановок. Таким образом, 2019 год будет последним, когда такие квоты применялись. Указ Президента Республики Беларусь №357 от 24 сентября 2019 года направлен на изменение государственной политики в отношении возобновляемых источников энергии.

Указанные нормативно-правовые акты можно связать со скорым планируемым запуском БелАЭС. Однако трудно сказать, что государство прекращает поддержку возобновляемой энергетике. Так, наряду с отменой повышающих коэффициентов, законодатель уточнил, что квоты не распространяются на энергию, производимую частными субъектами для собственных нужд. Более того, излишки такой энергии будут продаваться со стимулирующими коэффициентами посредство государственной энергосети.

Однако оставление стимулирующих коэффициентов вряд ли сможет компенсировать в полной мере отсутствие повышающих коэффициентов для инвесторов: фактически нужно констатировать уменьшение финансовых льгот для зеленой энергетики в два раз.

Будущее возобновляемых источников энергии законодатель видит в гидроэнергетике, а также энергии геотермальных источников. Соответствующим образом скорректированы квоты на будущие годы. А вот зелёная энергетика в виде ветряной энергии будет косвенно сдерживаться запретом на использование ненового оборудования при строительстве новых установок. К слову, сейчас такие установки составляют порядка 90% от всех функционирующих.

В заключение хочется сделать вывод, что данное регулирование во многом можно назвать целесообразным с учётом текущей ситуации. С одной стороны, государство не «ставит крест» на возобновляемых источниках энергии, зелёная энергетика будет развиваться в первую очередь в секторе «для собственных нужд». С другой стороны, было очевидно, что ввод новых мощностей классической энергетики не позволит государству предоставлять сверхльготные условия для инвесторов в возобновляемую энергию.