ICO в Беларуси: преимущества и риски
Чем регулируется проведение ICO в Беларуси?
Декретом Президента Республики Беларусь №8 от 21.12.2017 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет) в Беларуси легализована возможность выпуска токенов посредством юридических лиц, являющихся резидентами Парка высоких технологий Республики Беларусь и предоставляющих соответствующие эмиссионные услуги (операторов ICO). Во исполнение норм Декрета решением Наблюдательного совета ПВТ утверждены Правила оказания услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов), и осуществления операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов). Данный документ для иностранных инвесторов доступен на сайте ПВТ также и на английском языке.
Таким образом, открыта возможность для применения такого инвестиционного инструмента как Initial coin offering (ICO) в Беларуси. До принятия вышеназванного Декрета и утверждения вышеупомянутых Правил возможностей по проведению ICO и регистрации криптобиржи в Беларуси не было. Поэтому зачастую инвесторы и компании, проводящие ICO, задаются вопросом, какие преимущества получат компании и инвесторы, проводящие ICO в Беларуси? Впрочем, вопрос о рисках интересует их не в меньшей степени. Потому остановимся на данных вопросах более подробно.
Преимущества.
1. Централизованное правовое регулирование ICO на самом высоком уровне.
Зачастую регулирование ICO носит или фрагментарный характер (например, оно есть только в каком-то субъекте федерации, в какой-то одной отрасли права), или отсутствует вовсе. Не говоря уже о таких юрисдикциях как Китай, где проведение ICO недавно было полностью запрещено. Приобретение и отчуждение токенов определено белорусским законодательством как реализация имущественных прав, учитываемых в качестве активов по данным бухгалтерского учёта. Централизованное регулирование имеет то преимущество перед фрагментарным, что при данном регулировании не может быть разного подхода у разных государственных органов или ветвей власти к определению степени законности того или иного явления.
2. Престижность Беларуси как юрисдикции.
В отличии от большинства славянских соседей, Республика Беларусь не находится под экономическими санкциями международного сообщества или под их угрозой, не имеет никаких территориальных вооруженных конфликтов. Также Беларусь не рассматривается как оффшорная юрисдикция, имеет большое количество соглашений об избежании двойного налогообложения.
В то же время стоимость жизни в Беларуси является невысокой. Особенно если проводить сравнение с другими странами, легализовавшими крипто-бизнес, такими как Швейцария или Япония. Минск представляет собой двухмиллионный мегаполис и имеет все необходимые условия для проживания лиц, имеющих высокий уровень материального достатка. Данный факт будет немаловажен для бизнесменов, намеренных лично контролировать управление своим бизнесом.
3. Стабильная банковская система.
За годы охватившего постсоветское пространство, начиная с 2014 года, кризиса в Беларуси была отозвана лицензия лишь одного банка. В то же время банковская система Республики Беларусь не является сверхконсервативной. При наличии чётких нормативных указаний на легализацию ICO в Беларуси речь о невозможности открытия счетов в белорусских банках только из-за специфического вида деятельности идти не может. Хотя это не означает, что контроль за такими операциями будет полностью отсутствовать.
Особое внимание, как видно из последних указаний Национального банка Республики Беларусь, будет уделяться операциям, чья сумма превышает порядка 10 000 долларов США. Однако контроль будет выражаться лишь в несколько большем внимании банков как контрольных субъектов к таким операциям. Что отнюдь не означает того, что скорость осуществления операций будет снижена. Напротив, такой контроль может быть дополнительной гарантией для лиц, проводящих ICO, ведь зачастую участие в ICO лиц с сомнительной репутацией может повредить всему проекту.
Требования к безопасности подобных финансовых операций разрабатываются во многих юрисдикциях, пошедших по пути легализации ICO. Например, не так давно соответствующее руководство утвердил Центральный банк Сингапура.
4. Большие налоговые льготы.
До 1 января 2023 года деятельность по выпуску токенов не облагается налогами. Данная льгота по сути является беспрецедентной в мировой практике. В дальнейшем даже при введении общих правил необходимо сказать, что налоги в Беларуси являются достаточно умеренными. Кроме того, существуют льготные зоны (IT boxes), такие как Парк высоких технологий, чьими резидентами могут стать ИТ-компании и чья деятельность, а также объём преференции гарантировано сохранится и после 2022 года.
По вопросам проведения ICO в Беларуси и не только обращайтесь, используя данные, указанные на настоящем сайте в разделе Контакты. Помимо юридических услуг, готовы предложить услуги наших партнеров по маркетинговому и финансово-консультационному сопровождению ICO: от выпуска white paper до разработки смарт-контракта с полным запуском проекта.
А что насчёт рисков?
1. Ответственность.
Необходимо понимать, что Беларусь не собирается становиться «прачечной» для желающих заработать деньги мошенническим путем. ICO в Беларуси открыто только для проектов, предполагающих реальное использование инвестируемых средств для извлечения прибыли и выгоды для обладателей выпускаемых токенов. Степень юридической чистоты проектов должна быть высокой. В то же время это не означает, что ответственность будет наличествовать даже тогда, когда имело место не мошенничество, а обычный предпринимательский риск.
2. Налоговое планирование сделок.
Зачастую иностранные лица могу не понимать специфики местного налогового законодательства, тонкой грани между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов. Поэтому идея сэкономить на услугах местных налоговых консультантов не будет являться блестящей. Изменения налогового законодательства необходимо постоянно отслеживать, так как меняется оно в Беларуси достаточно часто в части казуистики.
3. Инвестируемый проект должен работать в Беларуси.
Запрета на использование средств, привлеченных посредством ICO в Беларуси, для выдачи займов иностранным компаниям и иностранных инвестиций нет, при условии соблюдения норм валютного законодательства Республики Беларусь. Но следует сказать, что Декрет принимался в первую очередь для осуществления инвестиций в компании Республики Беларусь. Поэтому не стоит рассчитывать на выпуск токенов для последующего автоматического перевода средств заграницу.
Резюме.
Таким образом, ICO в Беларуси требует создания реально функционирующего бизнес-подразделения в одном из населённых пунктов Беларуси, а не общества с номинальным юридическим адресом и номинальным директором. В то же время следует отметить, что никаких проблем с выводом дивидендов, полученных от использования инвестиций, нет. Споры с иностранными инвесторами могут рассматриваться в престижных арбитражных институтах, таких как МЦУИС. Международные соглашения о защите инвестиций заключены с большим количеством государств мирового сообщества.
Однако, по нашему мнению, все вышеуказанные недостатки не могут являться препятствием для инвесторов, которые планируют использовать ICO как действенный финансовый инструмент. Серьезные намерения, помноженные на привлечение местных консультантов высокого уровня, обязательно дадут необходимый результат. Поэтому лицам, собирающимся проводить ICO, следует задуматься над следующим вопросом: почему бы не выбрать Беларусь в качестве юрисдикции для «заземления» ICO?
Первое ICO в белорусской юрисдикции было проведено в 2019 году белорусской криптобиржей iExchange. Компания, владеющая данной криптобиржей, также планирует в скором времени начать оказывать услуги оператора ICO в белорусской юрисдикции для третьих лиц. Что сделает ICO доступней для игроков, которые не имеют возможностей выполнить финансовые требования, предъявляемые к организатору ICO согласно правилам ПВТ.
Контактные данные по теме «ICO в Беларуси»: Скобей Андрей Николаевич, юрист-лицензиат, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).
Ссылка на данный сайт в случае копирования настоящего материала полностью или частично обязательна.