Банкротство представляет собой процесс удовлетворения требований кредиторов в особом порядке. Основанием для наступления банкротства является ситуация устойчивой неплатежеспособности. В стадии ликвидации данная ситуация проявляется в следующем. Составленный ликвидатором и утвержденный учредителями предприятия промежуточный ликвидационный баланс отражает превышение размера обязательств предприятия над его активами. Поданное в стадии ликвидации заявление о банкротстве позволяет предприятию избавится от задолженности и ликвидироваться путем исключения из ЕГР.

Однако нужно не забывать и о том, что задолженность перед кредиторами может лечь на плечи учредителей, в том числе и бывших, а также ликвидатора и бывшего руководителя. Речь идет о субсидиарной ответственности, такая ответственность наступает при наличии ряда формальных обстоятельств. Стандартной ситуацией при которой наступает субсидиарная ответственность является нарушение сроков подачи заявления о банкротстве, непринятие мер по оздоровлению финансового положения предприятия. Чтобы избежать субсидиарной ответственности, необходимо оперативно решать вопрос о банкротстве предприятия при наличии признаков неплатежеспособности, в том числе и через ввод в ликвидацию (при отсутствии возможности досудебного оздоровления или санации).

Требования к заявлению должника о банкротстве содержатся в ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Настоящая статья затрагивает лишь существенные, по нашему мнению, моменты подготовки заявления должника (ликвидатора) о банкротстве с учетом известной автору правоприменительной практики.

Определяем признаки банкротства.

Выше было уже сказано о том, что в стадии ликвидации неплатежеспособность отражается, прежде всего, на промежуточном ликвидационном балансе. Однако этот баланс нужно ещё правильно составить. Активы предприятия выявляются по итогам инвентаризации, с использованием данных бухгалтерского учёта, первичных документов. Однако размер кредиторской задолженности выявляется на основании принятых ликвидатором требований кредиторов. В ликвидации задолженность перед кредиторами, надлежаще информированными о факте ликвидации должника, но не предъявившими требований в срок, не погашается. Исключение может делаться по этому поводу только в отношении задолженности перед работниками, в отношении задолженности по обязательным платежам. Поэтому суд откажет в удовлетворении заявления о банкротстве, поданного ликвидатором, в случае отсутствия требований частных кредиторов на сумму задолженности, которая отражена в промежуточном ликвидационном балансе.

Для дополнительной иллюстрации неплатежеспособности требуется также рассчитать значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами. При невозможности удовлетворить требования кредиторов, значение данного коэффициента будет превышать 0,85. Факт устойчивой неплатежеспособности может подтверждаться и бухгалтерскими балансами за последние 4 квартала, которые также требуется приложить к заявлению о банкротстве должника.

Принимаем решение о подаче заявления о банкротстве.

По нашему мнению, опирающему на ст. ст. 9, 233 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в стадии ликвидации отрицательный промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный учредителями, является достаточным основанием для подачи ликвидатором заявления о банкротстве, а само решение о подаче заявления принимает ликвидатор. На практике многие судьи требуют принятия самостоятельного решения учредителей о подаче в банкротство, а также о невозможности проведения досудебного оздоровления (в стадии ликвидации?). Поэтому всё-таки рекомендуется принять такое решение.

Подбираем кандидатуры антикризисных управляющих.

Лицо, подающее заявление о банкротстве, обязано предложить суду не менее трех кандидатур антикризисных управляющих, согласных вести конкурсное дело. По сложившейся практике иногда ходатайствуют суду о содействии в поиске антикризисных управляющих. Однако суд не обязан оказывать содействие по данному вопросу. Поскольку процессуальный закон не содержит такой обязанности. Поэтому рекомендуем подобрать антикризисных управляющих самостоятельно с целью указания их в заявлении о банкротстве. Однако это не всегда бывает просто в случае, если должник не имеет имущества и дебиторской задолженности, ведь государственное вознаграждение за банкротство фирм с нулевыми активами весьма небольшое. Тут стоит обратить внимание на молодых и начинающих управляющих.

Направляем заявление о банкротстве кредиторам.

Готовое заявление о банкротстве направляется ликвидатором кредиторам заказной почтой, можно и без уведомления о вручении, так как дата уведомления значения право устанавливающего иметь не будет. Однако нужно помнить, что заявление необходимо направить даже «малым» кредиторам, которые в последующем, возможно, не будут иметь и одного процента голосов на собрании кредиторов. Ненаправление заявления даже такому кредитору может служить основанием в отказе судом положительно рассмотреть заявление о банкротстве.

Направляем заявление о банкротстве в суд.

Соответствующее требованиям Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» заявление ликвидатор направляет в экономический суд по месту нахождения должника. Государственная пошлина за направление в суд заявления о банкротстве должником не взимается.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 28 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В частности, прилагаются следующие документы: копия свидетельства о регистрации, устава, копия утвержденного учредителями промежуточного ликвидационного баланса, список кредиторов с указанием адресов и банковских реквизитов, копии документов, подтверждающие направление заявления должникам, копии требований кредиторов. Недостающие документы суд, как правило, запрашивает, направляя ликвидатору судебный акт о назначении судебного заседания по вопросу рассмотрение заявления. Это происходит в течение одного месяца с момента принятия заявления судом.

Рассмотрение заявления о банкротстве судом.

Заявление о банкротстве рассматривается судом в рамках одного заседания с участием ликвидатора и антикризисного управляющего, согласного принять процедуру. Участие представителей кредиторов не является обязательным. Если судья считает, что все требования соблюдены и наличествуют доказательства наступления неплатежеспособности, он выносит определение о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). В этом определении назначается антикризисный управляющий, а также определяется порядок первичных действий, предпринимаемых в конкурсной процедуре (публикация и т.п.).