Ликвидация субъекта хозяйствования – это прекращение деятельности субъекта хозяйствования, а соответственно и прекращение трудовых отношений с работниками. В соответствии с п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь нанимателем может быть расторгнут трудовой договор заключенный на неопределенный срок и срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случае ликвидации предприятия, прекращения деятельности филиала, а также представительства. Таким образом, факт ликвидации оказывает значительное влияние на трудовые отношения.

При ликвидации субъекта хозяйствования нанимателю можно уволить работника даже в период его временной нетрудоспособности, а также в период нахождения работника в отпуске (ч. 2 ст. 43 ТК Республики Беларусь). Нанимателю следует помнить, что при массовом увольнении работников в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования ему необходимо не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении работников уведомить орган по труду, занятости и социальной защите. Ответственность за не уведомление этих органов уставлена ч. 3 статьи 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение штрафа от пяти до двадцати базовых величин.

При расторжении трудового договора по п. 1 ст. 42 ТК Республики Беларусь в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования наниматель обязан не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении предупредить работника в письменном порядке. Этот срок может быть большим, если это предусмотрено коллективным договором. Нередко наниматель пропускает двухмесячный срок и может заменить его с согласия работника на компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка. В данный период работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы, а по договоренности с нанимателем с сохранением заработной платы для поиска работы у другого нанимателя.

Нанимателю следует не забывать и о выходном пособии, выплата которого предусмотрена ч. 4 ст. 48 ТК Республики Беларусь. Так при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования наниматель обязан выплатить работнику выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка. Следует помнить, что сотрудникам, работающим по совместительству, выходное пособие не выплачивается. Размер пособия может быть и большим, также он может быть предусмотрен коллективным договором, но не менее размера установленного законодательством. С работниками, которые не требуются для ликвидации, целесообразно прекратить отношения на начальном этапе в целях экономии финансовых затрат.

Принятие решения о ликвидации не препятствует увольнению работника и по любому иному основанию, содержащемуся в трудовом законодательстве Республики Беларусь. Однако, наличие данных обстоятельств должно подтверждаться документально. Так, при увольнении работника по соглашению сторон следует получить от него соответствующее заявление. В противном случае увольнение по данному основанию составит существенное нарушение трудового законодательства Республики Беларусь, нарушающее права работника, что повлечет привлечение нанимателя (его должностных лиц) к административной ответственности.

Не позднее дня увольнения наниматель обязан выплатить все причитающиеся работнику суммы. Нанимателю следует помнить, что работник имеет право взыскать средний заработок за каждый день задержки выплаты сумм причитающихся работнику. Наниматель обязан представить отчет в ФСЗН ПУ-2. Формы заполняются на основании приказа об увольнении работника и представляются в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, а по застрахованным лицам, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В заключение стоит отметить, что ликвидатор и члены ликвидационной комиссии, а также председатель ликвидационной комиссии не являются работниками ликвидируемой организации согласно трудовому законодательству. Следовательно, правоотношения с ликвидатором и иными выше упомянутыми лицами не могут оформляться трудовым договором. Тоже можно сказать и про антикризисного управляющего, хотя в некоторых предусмотренных законом случаях антикризисный управляющий может осуществлять управление на основании своих трудовых (служебных) обязанностей, однако в штате банкротящегося предприятия он всё равно как правило не состоит, являясь при этом работником третьего лица.