Вводная информация.

Приватизация белорусской компании представляет собой достаточно сложный вопрос. Связано это с тем, что широкомасштабной приватизации в Беларуси не проводилось. Более того, результаты уже прошедшей приватизации иногда пересматривались.

Однако, нельзя сказать, что опыта успешной приватизации госимущества нет. Кроме всего прочего, доказательством этому могут служить десятки успешно работающих предприятий. Пусть примеры эти и относятся преимущественно к среднему бизнесу.

Следовательно, примеры приватизации ведущих промышленных предприятий немногочисленны. Однако, дело не стоит на месте. Так, пилотный проект приватизации реализуется Национальным агентством инвестиций и приватизации, совместно со Всемирным банком.

Правовое регулирование приватизации.

Приватизация государственного имущества – это продажа госимущества в порядке и на условиях, установленных законодательством о приватизации.

В соответствии со ст. 1 Закона о приватизации приобрести долю в приватизируемом предприятии могут:

  • физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Республики Беларусь (за некоторым исключением);
  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы;
  • международные организации;
  • иностранные юридические и не являющиеся юридическими лица.

Приватизация преобразуемых предприятий.

Инвестор может приобрести долю в компании на этапе преобразования государственного унитарного предприятия в ОАО. Данное преобразование осуществляется на основании трехлетних планов преобразования, которые утверждает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Учредителями создаваемых в этом случае ОАО, как правило, выступают органы приватизации, т.е. Госкомимущество, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы.

Иногда органы приватизации могут объявить конкурс по выбору иного, кроме государства, учредителя нового АО. Положение о порядке проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, утвержденно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 1929 (далее – постановление N 1929).

Основные этапы приватизации преобразуемых компаний.

Данный способ предусматривает следующие основные этапы:

  1.  Госкомимущество либо его территориальные органы принимают решение о преобразовании;
  2.  Организаторы конкурса объявляют конкурс по выбору другого, кроме государства, учредителя ОАО;
  3.  В печатных средствах массовой информации, а также в сети Интернет организаторы конкурса не позднее 30 дней до проведения публикуют информационное сообщение о его проведении;
  4. В срок, указанный в информационном сообщении, заинтересованные инвесторы предоставляют необходимые документы;
  5.  После регистрации заявления с инвестором подписывается соглашение;
  6.  В назначенный день проводится конкурс, сведения о его участниках, как правило, не разглашаются;
  7.  Члены конкурсной комиссии рассматривают предложения участников, в день проведения конкурса комиссия оформляет протокол о его результатах.
  8. Организатор конкурса в течение пяти дней после его проведения информирует в письменном виде каждого из участников о результатах.
  9. Участник, выигравший конкурс, возмещает затраты на его организацию и проведение (конкретный срок не указан).

Иные особенности приватизации-преобразования.

Конкурсное предложение может подать единственный участник. Следовательно, организатор и данный участник могут сразу подписать протокол с решением. Победителем конкурса признается тот, чьи предложения соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия. Конкурс признается нерезультативным, если ни одно из предложений не соответствует его условиям.

Следует указать, что данный способ приобретает все меньшее значение. Так как, во-первых, большинство “интересных” инвесторам объектов уже давно преобразованы в ОАО. Во-вторых, потому что гарантии инвесторов в рассматриваемой ситуации обычно несколько ниже, чем в рассматриваемом далее по тексту варианте.

Приватизация уже преобразованных ОАО.

Здесь всё происходит без утверждаемых планов. Их отменил Декрет Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2012 г. N 8. В отсутствие специальных планов приватизации Госкомимущество объявляет о конкурсах и аукционах либо о сборе заявок потенциальных инвесторов, заинтересованных в покупке определенных предприятий. Следовательно, теперь инициировать процесс приватизации могут инвесторы, подав такую заявку.

Инвесторы инициируют процесс.

Таким образом, приватизация как схема выглядит следующим образом:

  1. Заинтересованный инвестор направляет в Госкомимущество составленное по установленной форме заявление;
  2.  Комиссия по рассмотрению заявлений рассматривает их и готовит проекты решения Президента Республики Беларусь.
  3.  Президент Республики Беларусь принимает решение о продаже акций предприятий по конкурсу, на аукционе либо определенному инвестору.

Принятие решения Президентом Республики Беларусь.

После того как Президент Республики Беларусь примет решение о продаже акций или долей, проходит процедура, урегулированная Положением о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации. А также дополнительно регулируемая Положением о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации, утвержденными постановлением N 1929.

Закон о приватизации термины “аукцион” и “конкурс” в большинстве случаев не разграничивает. Основное отличие конкурса от аукциона в том, что аукцион не требует от покупателя выполнения каких-либо условий. Кроме того условия, что инвестор обязан оплатить цену акций. Участником аукциона может быть любое лицо, в отличие от конкурса. Его участником не может быть хозяйственное общество, которое выставлено на продажу.

Основные этапы приватизации.

Типовая приватизация согласно рассматриваемому варианту будет включать следующие элементы:

  1. Организатором конкурса (аукциона) выступают органы приватизации;
  2. В печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте Госкомимущества не позднее 45 дней до начала конкурса (аукциона) размещается сообщение о его проведении.
  3. Потенциальный инвестор направляет организаторам заявление об участии в конкурсе (аукционе) по установленной форме. Прием заявок завершается в срок, указанный в информационном сообщении, но не позднее 15 дней до проведения конкурса (аукциона).
  4. Иногда потенциальным участникам аукциона (конкурса) может дополнительно потребоваться согласие антимонопольного органа на совершение сделки. Такой документ следует предоставить организатору не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения конкурса (аукциона).
  5. Аукцион (конкурс) проходит в установленный день. Участников регистрируют, уведомляют о сумме затрат на организацию и проведение аукциона (конкурса), а также о порядке и сроках их возмещения.
  6.  Участник, выигравший аукцион (конкурс), возмещает затраты на его проведение до подписания договора купли-продажи. Срок для возмещения – 3 рабочих дня с момента проведения аукциона (конкурса).
  7.  Договор купли-продажи стороны подписывают в течение 20 календарных дней с даты проведения аукциона (конкурса).

Договорное оформление приватизации.

Законодательство не устанавливает форму договора купли-продажи акций в ходе приватизации. Следовательно, стороны имеют довольно большое поле для собственного усмотрения. В свете упомянутых выше особенностей приватизации в Беларуси и рисков, особое значение приобретает гарантии инвесторов в таких договорах.

Наиболее желанными для инвесторов являются гарантии по недопущению отмены приватизации. А также гарантии отсутствия негативных изменений в законодательстве и воздействия госорганов.

Как правило, инвестор старается также закрепить свои гарантии в инвестиционном договоре, заключаемом с Республикой Беларусь. Более того, в случае с приватизацией крупных объектов либо наличии значительных финансовых вложений со стороны инвестора также, по возможности, в Указе Президента Республики Беларусь.

Именно на стадии договорного закрепления отношений с иностранным инвестором происходит окончательная ревизия рисков обеими сторонами.

Нередко также затрагивается вопрос выбора способа разрешения споров между иностранным инвестором и белорусским государством. Здесь выбором могут является:

  • институциональный международный арбитраж (например, Стокгольмский арбитраж);
  • арбитраж Международного центра по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС);
  • арбитраж ad hoc.

Контактные данные лица, ответственного за оказание услуг по настоящей теме: Скобей Андрей Николаевич, партнёр и ведущий специалист практики корпоративного права, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).