Вводная информация.

Приватизация белорусской компании представляет собой достаточно сложный вопрос, так как широкомасштабной приватизации в Беларуси по-прежнему не проводилось, а результаты уже прошедшей приватизации неоднократно пересматривались. Однако нельзя сказать, что опыта успешной приватизации иностранными инвесторами белорусских компании нет. Доказательством этому могут служить десятки успешно работающих предприятий, хотя следует признать, что примеры эти относятся преимущественно к уровню малых и средних предприятий.

Примеры приватизации ведущих промышленных предприятий немногочисленны. Однако дело не стоит на месте. Так, пилотный проект приватизации реализуется Национальным агентством инвестиций и приватизации, совместно со Всемирным банком.

Приватизация государственного имущества согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года N 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее — Закон о приватизации) — это продажа объектов приватизации в порядке и на условиях, установленных указанным Законом о приватизации.

В соответствии со ст. 1 Закона о приватизации приобрести долю в приватизируемом предприятии могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь (за некоторым исключением), иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические и не являющиеся юридическими лица. Рассмотрим два основные варианта приватизации.

Приватизация преобразуемых компаний.

Заинтересованный в приватизации инвестор может приобрести долю в компании на этапе преобразования государственного унитарного предприятия в ОАО, осуществляемого на основании трехлетних планов преобразования, которые утверждает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Учредителями создаваемых в этом случае ОАО, как правило, выступают органы приватизации, т.е. Госкомимущество, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы.

Иногда органы приватизации могут объявить конкурс по выбору иного, кроме государства, учредителя нового АО. Положение о порядке проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 1929 (далее — постановление N 1929), предусматривает следующие основные этапы:
1. в соответствии с утвержденными планами в зависимости от численности работников предприятия Госкомимущество либо его территориальные органы (в отношении коммунальных унитарных предприятий — соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы) принимают решение о преобразовании. Эти же органы будут организаторами конкурса;
2. организаторы конкурса объявляют конкурс по выбору другого, кроме государства, учредителя ОАО;
3. в печатных средствах массовой информации, а также в сети Интернет организаторы конкурса не позднее 30 дней до проведения конкурса публикуют информационное сообщение о его проведении;
4. для проведения конкурса создается комиссия;
5. в срок, указанный в информационном сообщении, заинтересованные инвесторы предоставляют необходимые документы;
6. после регистрации заявления с инвестором подписывается соглашение, которое предусматривает в том числе размер штрафа в случае отказа от возмещения затрат на организацию и проведение конкурса и (или) подписания протокола (договора), оформляемого по результатам конкурса;
7. в назначенный день проводится конкурс, сведения о его участниках, как правило, не разглашаются;
8. члены конкурсной комиссии рассматривают предложения участников, в день проведения конкурса комиссия оформляет протокол о его результатах, который подписывают все присутствующие члены комиссии и участник, выигравший конкурс. Если конкурсное предложение подал единственный участник, при достижении согласия по всем условиям конкурса организатор и данный участник подписывают протокол с решением. Победителем конкурса признается тот, чьи предложения соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия. Конкурс признается нерезультативным, если ни одно из предложений не соответствует его условиям;
9. организатор конкурса в течение пяти дней после его проведения информирует в письменном виде каждого из участников о результатах;
10. участник, выигравший конкурс, возмещает затраты на его организацию и проведение (конкретный срок не указан).

Следует указать, что данный способ приобретает все меньшее значение, так как, во-первых, большинство «интересных» инвесторам объектов уже давно преобразованы в ОАО, во-вторых, потому что гарантии инвесторов в рассматриваемой ситуации обычно несколько ниже, чем в рассматриваемом далее по тексту варианте.

Приватизация уже преобразованных ОАО.

Здесь всё происходит без утверждаемых планов: их отменил Декрет Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2012 г. N 8. В отсутствие специальных планов приватизации Госкомимущество объявляет о конкурсах и аукционах либо о сборе заявок потенциальных инвесторов, заинтересованных в покупке определенных предприятий, т.е. теперь инициировать процесс приватизации могут инвесторы, подав такую заявку.

Таким образом, приватизация как схема выглядит следующим образом.
1. Заинтересованный инвестор направляет в Госкомимущество составленное по установленной форме заявление о наличии интереса в покупке акций определенного предприятия из списка.
2. Комиссия по рассмотрению заявлений рассматривает их и готовит проекты решений Президента Республики Беларусь (срок не установлен).
3. Президент Республики Беларусь принимает решение о продаже акций предприятий по конкурсу, на аукционе либо определенному инвестору (срок не установлен).

На этом заканчивается дополнительная процедура. После того как Президент Республики Беларусь примет решение о продаже акций или долей, проходит процедура, урегулированная Положением о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации, а также Положением о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации, утвержденными постановлением N 1929.

Закон о приватизации термины «аукцион» и «конкурс» в большинстве случаев не разграничивает. Основное отличие конкурса от аукциона в том, что аукцион не требует от покупателя выполнения каких-либо условий, кроме оплаты цены акций. Участником аукциона может быть любое лицо, в отличие от конкурса: его участником не может быть хозяйственное общество, акции (доли) которого выставлены на продажу по конкурсу.

Типовая приватизация согласно рассматриваемому варианту будет включать следующие элементы:
1. Организатором конкурса (аукциона) выступают органы приватизации, аналогичные организаторам при процедуре преобразования предприятия.
2. В печатных средствах массовой информации, а также на официальном сайте Госкомимущества не позднее 45 дней до начала конкурса (аукциона) размещается сообщение о его проведении.
3. Потенциальный инвестор направляет организаторам заявление об участии в конкурсе (аукционе) по форме, установленной Госкомимуществом, а также необходимые документы. Прием заявок завершается в срок, указанный в информационном сообщении, но не позднее 15 дней до проведения конкурса (аукциона).
Иногда потенциальным участникам аукциона (конкурса) может дополнительно потребоваться согласие антимонопольного органа на совершение сделки. Такой документ следует предоставить организатору не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения конкурса (аукциона).
4. Аукцион (конкурс) проходит в установленный день. Участников регистрируют, уведомляют о сумме затрат на организацию и проведение аукциона (конкурса), а также о порядке и сроках их возмещения.
5. Участник, выигравший аукцион (конкурс), возмещает затраты на его проведение до подписания договора купли-продажи. Срок для возмещения — 3 рабочих дня с момента проведения аукциона (конкурса).
6. Договор купли-продажи стороны подписывают в течение 20 календарных дней с даты проведения аукциона (конкурса).

Законодательство не устанавливает форму договора купли-продажи акций в ходе приватизации, и стороны имеют довольно большое поле для собственного усмотрения. В свете упомянутых выше особенностей приватизации в Беларуси и рисков особое значение приобретает гарантии инвесторов в таких договорах. Наиболее желанными для инвесторов являются гарантии по недопущению отмены приватизации, а также гарантии отсутствия негативных изменений законодательстве и воздействия госорганов.

Как правило, инвестор старается также закрепить свои гарантии в инвестиционном договоре, заключаемом с Республикой Беларусь, а в случае с приватизацией крупных объектов либо наличии значительных финансовых вложений со стороны инвестора также, по возможности, в нормативно-правовом акте (обычно Указе Президента Республики Беларусь). Именно на стадии договорного закрепления отношений с иностранным инвестором происходит окончательная ревизия рисков как самим инвестором, так и белорусским государством.

Нередко также затрагивается вопрос выбора способа разрешения споров между иностранным инвестором и белорусским государством, здесь нередко выбором является международный арбитраж на территории нейтрального по отношения к сторонам договора государства (например, Стокгольмский арбитраж) либо арбитраж Международного центра по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС).

Контактные данные лица, ответственного за оказание услуг по настоящей теме: Скобей Андрей Николаевич, партнёр и ведущий специалист практики корпоративного права, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).