Государственные закупки представляют собой комплекс административных процедур, посредством которых осуществляется приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд. Основным нормативным правовым документом, регулирующем государственные закупки, является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее – Закон № 419-З). Размещение информации о государственных закупках осуществляется в глобальной сети Интернет на официальном сайте www.icetrade.by. При проведении государственной закупки определяется ее вид.

Государственные закупки бывают следующих видов:
– открытый конкурс;
– закрытый конкурс;
– электронный аукцион;
– процедура запроса ценовых предложений;
– процедура закупки из одного источника;
– биржевые торги.

Виды процедур госзакупок.

Открытый конкурс проводится при ориентировочной стоимости годовой потребности 1000 базовых величин и более. Срок для подачи коммерческих предложений должен составлять не менее 30 календарных дней.

Закрытый конкурс проводится при ориентировочной стоимости годовой потребности 1000 базовых величин и более, а сведения о закупке составляют государственные секреты. Срок для подачи коммерческого предложения должен составлять не менее 30 календарных дней со дня направления приглашения.

Процедура закупки из одного источника проводится при наличии оснований предусмотренных приложением к Закону № 419-З, а также, если сведения о закупке составляют государственные секреты. Одним из оснований является признание процедуры закупки несостоявшейся. Срок для подачи коммерческих предложений определяется Заказчиком индивидуально.

Процедура запроса ценовых предложений проводится, при ориентировочной стоимости годовой потребности товаров от 300 до 1000 базовых величин, а работ (услуг) от 300 до 3000 базовых величин. Данная процедура может применяться в биржевых торгах, электронных аукционов, а также когда закупка содержит государственные секреты. Срок для подачи коммерческих предложений должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на сайте www.icetrade.by, (10 рабочих дней со дня направления приглашения, если сведения составляют государственные секреты).

Электронный аукцион проводится при закупке товаров, работ (услуг) которые включены в перечень утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров, работ (услуг)» (далее – постановление № 778).

Биржевые торги проводятся при закупке товаров, перечень которых утвержден постановлением № 778 в Открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа».

Повторные государственные закупки это такие закупки срок для подачи коммерческих предложений в отношении которых может быть сокращен Заказчиком, но не более чем в два раза по сравнению с минимальным сроком. Заказчик также вправе до истечения срока принятия коммерческих предложений по собственной инициативе или по просьбе участника продлить срок принятия коммерческих предложений. Данные изменения в процедуру закупки размещаются в сети Интернет на официальном сайте.

Участникам, которые предлагают товары, работы (услуги) белорусского происхождения важно знать, что они имеют право на применение преференциальной поправки в размере 15%. На данную поправку претендуют также участники стран, предлагающие товары, работы (услуги), которым предоставлен национальный режим на основании международных договоров.

На преференциальную поправку в размере 25% имеет право участник товаров, работ (услуг) собственного производства, где численность работников инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности всех работников.

Как применяется преференциальная поправка?

Пример:
участник А предложил товар за 100 руб.
участник В предложил товар за 110 руб., и имеет право на преференциальную поправку в размере 15%.
110*15% = 16,50
110-16,50 = 93,50
Соответственно при выборе участника по стоимости, участник В предложит меньшую стоимость 93,50 руб., однако при заключении договора на поставку товара стоимость его будет равна 110 руб. Из чего можно сделать вывод, что преференциальная поправка применяется только при определении поставщика (победителя процедуры государственной закупки).

Ответственность за государственные закупки.

За несоблюдение законодательства о государственных закупках наступает административная и уголовная ответственность. В соответствии с ч. 4 ст. 11.16 КоАП РБ за несоблюдение правил размещения информации о государственной закупке, за необоснованное ограничение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем доступа к процедуре закупки, за изменение условий договора, которое влечет дополнительные расходы бюджетных средств, за уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд, влечет предупреждение или наложение штрафа до 50 базовых величин, при повторном случае в течение года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа от 50 до 100 базовых величин.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с ч. 2 ст. 11.16 КоАП РБ несут ответственность за нецелевое использование или использование с нарушением законодательства бюджетных средств, что влечет наложение штрафа от 10 до 50 базовых величин. За незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем бюджетных средств, предусмотрен штраф до 20 базовых величин (ч. 1 ст. 11.16 КоАП РБ).

Таким образом, государственные закупки представляют собой достаточно сложную область применения законодательства. Стоимость ошибки в данной сфере зачастую велика, поэтому не стоит пренебрегать консультацией юриста, имеющего специализацию в сфере государственных закупок.