Договор возмездного оказания услуг является распространённым видом хозяйственного договора, заключаемого коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями Беларуси. Однако на практике у субъектов хозяйствования при заключении данного договора возникает ряд ошибок, ведущих к серьёзным последствиям.

Поможем заключить договор возмездного оказания услуг, в том числе ВЭД, максимально учитывая задачи, поставленные клиентом, и его законные интересы.

Проблемы возникают уже на стадии принятия решения о применении рассматриваемого договора как инструмента для опосредования тех или иных хозяйственных связей. Основная проблема состоит в разграничении сфер применения договора возмездного оказания услуг и договора подряда. Нужно сказать, что чёткого правового разграничения между работами и услугами как таковыми в белорусском праве не было и нет. На практике, договор возмездного оказания услуг чаще заключается, когда речь идёт о работах, чей результат не имеет материального выражения, но это только на практике. Стоит помнить, что для определённых видов деятельности вопрос с разграничением не стоит: законодательство прямо устанавливает какой договор должен быть заключён. При строительстве должен заключаться договор строительного подряда, при оказании юридических услуг должен заключаться договор возмездного оказания услуг. Можно было бы привести и иные примеры.

Вторая по значимости проблема при заключении договоров возмездного оказания услуг возникает по вопросу приёмки оказанных услуг. По аналогии с договором подряда, общие положения гражданского законодательства о котором к рассматриваемому договору применимы, результат качественного и своевременного оказания услуг обычно подкрепляется актом сдачи-приёмки оказанных услуг.

При оказании большого количества услуг составлять акт в каждом случае конечно же не удобно, но и пренебрегать данным вопросом было бы также не верно. Акт может не всегда составляться в форме единого документа, подписанного обеими сторонами. Однако в таком случае следует определить в договоре правило о «молчаливом» принятии услуг при отсутствии возражений со стороны заказчика. Такая «молчаливая» приёмка может подкрепляться составлением исполнителем одностороннего акта. Однако право на его составление должно основываться на соответствующей норме хозяйственного договора.

Важно не пренебрегать подробным описанием оказанных услуг в предмете договора, а при наличии слишком объёмного технического задания – и в приложении к договору, которое бы являлось его неотъемлемой частью. Поскольку нередки случаи, когда заказчик необоснованно уклоняется от принятия даже качественно оказанных услуг, придумывая различные надуманные претензии к исполнителю. Ведь доказать в суде то, что услуги оказаны и подлежат оплате дело отнюдь непростое. Такая «тяжесть» объясняется тем, что услуги как правило не имеют материального результата и затраты по их оказанию доказать непросто. Впрочем, плохо проработанное техническое задание может создать лазейку и для недобросовестного исполнителя.

При заключении договора возмездного оказания услуг с физическими лицами следует помнить, что на такой договор будут распространяться не только нормы гражданского законодательства, но и нормы Указа Президента РБ № 314 от 06.07.2005 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (с изменениями и дополнениями). Не будет лишним упомянуть, возвращаясь к теме разграничения договора подряда и рассматриваемого договора, что с физическими лицами на практике чаще заключается всё же договор подряда.