Рассмотрение споров с таможней по количеству дел в настоящее время в разы меньше по отношению к другим спорам. Однако цену иска по таким делам зачастую отнюдь не назовешь незначительной. Потому мы расскажем о наиболее частых судебных спорах и практике их рассмотрения.

Анализируя рассмотрение споров в разрезе практики можно сказать, что наиболее часто заявления в суд подаются по вопросам:
— взыскания таможенных платежей;
— корректировки таможенной стоимости товаров.

Обжалование решений таможенного органа осуществляется в соответствии с главой 25 ХПК РБ. Следует отметить, что не всегда спор должен рассматриваться в экономическом суде, например, при применении административного процессуально-исполнительного законодательства.

Рассмотрение споров: взыскание таможенных платежей.

Как правило, споры по такому предмету возникают из-за кода товара согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Практика показывает, что субъекты хозяйствования часто не согласны с классификацией товаров таможенными органами. Споры возникают часто, так как стороны по-разному интерпретируют характеристики товара. Таможенные органы наделены правом таможенного контроля и осуществляют проверку правильности определения кодов товарной номенклатуры ВЭД. Стоит отметить, что экономическими судами больше принимается во внимание результаты таможенной лаборатории и меньше принимаются такие факты как информация в документах по перевозке груза, информация производителя.

Рассмотрение споров: корректировка таможенной стоимости товаров.

Споры по данному вопросу имеют свою сложность, ввиду не сложившейся единой практики рассмотрения таких споров экономическими судами. Каждый спор имеет свои особенности. Таможенная стоимость ввозимых товаров должна подтверждаться достоверными документами на основании соглашения об определении таможенной стоимости товаров. Таможенный орган как правило требует калькуляцию производителя, таможенные декларации, другие источники стоимости аналогичного товара.

В соответствии с п. 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров декларант должен представить дополнительные документы либо объяснить причину их не представления. Решение о корректировке таможенной стоимости принимается должностным лицом в течение трех рабочих дней после истечения срока для представления дополнительной информации. Следует отметить, что нет четких правил, при предъявлении дополнительной информации, в результате чего должностное лицо таможни на свое усмотрение принимает решение о корректировке таможенной стоимости товара. Ввиду этого изменяются размеры таможенных пошлин и налогов. В результате такой размытости отношений зачастую возникают споры по такой корректировке.

«Судебная практика показывает, что признание экономическими судами недействительности решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров отнюдь нередки.»

Важно знать, что обязанность по доказыванию правильности принятого решения в экономическом суде лежит на таможенном органе, однако и заявитель имеет право представлять доказательства на основании которых можно констатировать недействительность решения таможенного органа. Сторонами по делу будет заявитель и заинтересованное лицо. В соответствии со ст. 51 ХПК заявление подается по месту нахождения субъекта хозяйствования (заявителя), а не по месту нахождения таможенного органа. Ставка госпошлины для юр. лиц составит 20 базовых величин или 420 руб., а для индивидуальных предпринимателей 10 базовых величин или 210 руб. При подаче заявления госпошлина уплачивается за рассмотрение экономическим судом каждого требования (акта). На основании этого обжалование двух решений одновременно подразумевает уплату госпошлины за рассмотрение каждого решения.

Рассмотрение споров: важно!

Стоит обратить внимание, что некоторые заявители сразу просят признать решение таможенного органа недействительным и возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины. В таком случае госпошлина за требование о возврате таможенных пошлин не уплачивается, однако если заявитель проиграет спор, ему придется оплатить госпошлину, исходя из имущественных требований. На основании гл. 13 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обязаны вернуть излишне уплаченные таможенные пошлины в случае признания недействительным решения таможенного органа, то есть дополнительно заявлять в суд требование о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин нет необходимости, кроме того могут возникнуть дополнительные расходы по госпошлине.