Не преувеличением будет сказать, что налоговые споры актуальны постоянно. Это показывает судебная практика, а также отношения между субъектами хозяйствования и налоговой инспекцией, другими контролирующими органами. В данной статье мы разберем наиболее распространенные случаи споров, вытекающих из налоговых отношений.

Налоговые споры включают:
обжалование решений налоговых органов и других контролирующих органов по вопросам доначисления налогов, сборов;
— осуществление предпринимательской деятельности нерезидентом на территории Республики Беларусь, подпадающее под признаки постоянного представительства, без постановки его на учет в налоговых органах как постоянного представительства;
— признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

Налоговые споры по вопросам доначисления налогов, соборов, являются пожалуй самыми распространенными. Они как правило связаны с признанием первичных учетных документов не имеющими юридической силы, неуплатой оффшорного сбора, неправильного применения налогообложения в преференциальных зонах. Судебная практика показывает, что решения налоговых органов, иных контролирующих органов при наличии соответствующих доказательств могут быть признаны судом недействительными.

Представителю субъекта проверки следует обратить внимание, что по факту проверки налоговыми органами составляется акт проверки (справка), в случае установления фактов, которые могут быть сокрыты, проверяющим органом может быть составлен промежуточный акт, на основании которого может быть вынесено предписание об устранении нарушений. Промежуточный акт должен включаться в акт проверки. По выявленным фактам в пределах компетенции проверяющего органа может быть составлен протокол об административном правонарушении.

«Представитель субъекта проверки при наличии возражений по акту проверки (справки) под своей подписью может сделать соответствующую запись и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания представить свои возражения в письменном виде.»

В течение пятнадцати рабочих дней с момента получения возражения от субъекта проверки составляется письменное заключение и направляется под роспись субъекту. Акт (справку) должны вручить представителю субъекта проверки в течение двух рабочих дней со дня подписания ее руководителем проверки, за исключением случая, когда проверка проводится по поручению органов уголовного преследования. В таком случае акт (справка) вручается субъекту проверки в течение двух рабочих дней со дня ознакомления такими органами. В случае отказа представителя субъекта проверки от подписания акта (справки) в нем делается соответствующая отметка. В течение тридцати рабочих дней с даты вручения акта (справки), выносится решение проверяющего органа.

Признаки постоянного представительства.

Осуществление деятельности нерезидентом на территории Беларуси через постоянное представительство осуществляется на основании ст. 139 НК РБ (Особенная часть). К общим признакам постоянного представительства можно отнести деятельность иностранной организации на территории Беларуси связанной с:
— выполнением работ (оказанием услуг), иной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
— продажа товаров с расположенных на территории Беларуси складов;
— выполнением работ, оказанием услуг по строительству.

В соответствии с п. 2 ст. 22 НК РБ организация или физическое лицо, признаваемое постоянным представительством иностранной организации обязано удерживать из средств причитающихся этой иностранной организации налоги, сборы, и перечислять их в бюджет в соответствии с белорусским налоговым законодательством. Судебные споры за не постановку на учет в налоговых органах в качестве постоянного представительства имеют не редкий случай. Ответственность в данном случае наступает за неуплату налогов в бюджет Беларуси.

Отличия постоянного представительства от представительства иностранной организации в Беларуси.

Нерезиденту, планирующему осуществление деятельности в Беларуси, следует не путать постоянное представительство и представительство иностранной организации. Можно выделить следующие отличия:
— постоянное представительство не требуется регистрировать в МИД Беларуси, просто нужно стать на учет в налоговых органах Беларуси как постоянное представительство;
— через постоянное представительство может вестись хозяйственная деятельность, что не возможно делать посредством иностранного представительства.

Резюме.

В заключении нужно отметить, что налоговые споры — достаточно сложная вещь. Каждый спор имеет свою индивидуальность, а судебная практика неоднозначна. Поэтому при подготовке к судебному спору целесообразно изучить перспективы конкретного судебного спора с помощью юриста.