Правовое регулирование грузоперевозок
Автомобильные грузоперевозки остаются одним из главных направлений развития экономических связей. Перемещение грузов стало неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Перевозку грузов можно разделить на внутриреспубликанскую и международную. Последняя разновидность имеет особенно важное значение в связи с транзитным положением Беларуси.
Виды автомобильных перевозок.
К внутриреспубликанским перевозкам относятся перевозки, которые осуществляются в пределах территории Республики Беларусь. Международные перевозки выполняются за пределы территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь.
Правовое регулирование.
Согласно ст. 739 ГК Республики Беларусь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Данная норма относится не только к внутриреспубликанским перевозка, но и к международным перевозкам, в отношении которых применяется право Республики Беларусь. Применимое право стороны могут избрать в договоре. Или же суд, рассматривающий дело, будет использовать нормы МЧП своей страны.
Наиболее значимые нормативно-правовые акты по вопросам грузоперевозок:
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая в г. Женеве 19.05.1956.
- Глава 40 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
- Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности».
- Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
- Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.
- Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции»
Особенно стоит обратить внимание на последний документ. В данном постановлении рассматриваются вопросы подсудности, соблюдения претензионного порядка, сроки исковой давности, реализация права на удержание груза, что является важной информацией для субъектов правоотношений, работающих в сфере грузоперевозок.
Сталкиваясь с международными грузоперевозками нужно помнить о приоритете норм, закреплённых в международных договорах Республики Беларусь. Говоря о автомобильном транспорте речь здесь идёт в первую очередь о КДПГ. Нормы КДПГ зачастую непросты для понимания не юриста и даже для юриста, не имеющего опыта работы с международным правом.
Составление договора перевозки.
Внимание юриста в сфере перевозок в первую очередь обращено на грамотное составление договора перевозки. Включение в данный договор положений, необходимость наличия которых продиктована правоприменительной практикой, поможет избежать проблем в случае возникновения спорной ситуации.
Зачастую неопытные перевозчики берут хозяйственные договоры из интернета, переписывая ошибки там содержащиеся, приобретая таким образом проблемы, стоимость которых намного превышает стоимость обращения к юристу на стадии заключения договора.
Разрешение споров по договорам перевозки.
Разрешение споров по вопросам перевозки в суде как правило проходит сложнее, чем в случае со спорами, вытекающими из некоторых иных договоров. Так, в случае спора из договора займа или поставки не так просто для заявителя оспорить факт передачи денег или товара.
Перевозки же представляют собой разновидность услуги, потому у недобросовестного контрагента большее поле для оспаривания факта качественного оказания услуг. Поэтому в случае с перевозкой следует ещё более внимательно относиться к заполнению всех сопроводительных документов.