We work: Mon-Fri (Sat-Sun - day off) with 09: 00 to 18: 00

+375291102388

Debt collection in the Republic of Belarus

Debt collection in the Republic of Belarus is a hot topic at the present time. Debt can arise from a variety of circumstances. For example, the most textbook case: the goods were delivered, but not paid for. In the realm of business, accounts receivable generally arise from a contractual relationship. Therefore, in all documents that are somehow related to funds, the conditions for their return, as well as responsibility for their late return, must be carefully spelled out. Often, business entities do not pay due attention to these issues, which can deplorably affect their solvency. The risks in such cases increase significantly. The current legislation of the Republic of Belarus provides several options for collecting the amount of debt, but everything is in order.

Debt collection service fee
Debt collection From 200 USD ($)

 

Contact details of the specialist responsible for debt collection: Skobey Andrei Nikolaevich, lawyer, you can contact him by phone (+ 37529 1102388) or by email (info@legaltime.by).

1 step. Presentation of the claim.

According to the general rule set out in both civil and economic procedural legislation, before applying for a forced debt collection, it is necessary to present a claim to the debtor for the purpose of pre-trial settlement. In some cases, a claim may not be made. For example, when collecting accounts receivable in the order of order production in case the amount does not exceed 100 base units. However, it is necessary not to forget about other conditions of debt collection by order.

2 step. Appeal to the notary.

Currently, according to a number of business contracts, debt collection by appeal to the notary for the execution of the executive inscription is not only possible, but also mandatory. The court may not accept the claim if the debt was subject to recovery in a notarial manner. As an example, here you can give a lease, the rent for which is expressed in a fixed amount. If the notary refuses to issue an executive inscription, it is necessary to demand a written refusal from him. Only with such a refusal will it be possible to go to court.

Collecting the amount of debt by contacting a notary is complicated by the fact that under most business contracts the confirmation of the debt for the notary is not the contract itself or the primary documents, but the reconciliation act signed by the debtor. Also, a problem is the notarial collection of the costs of legal services, as well as penalties.

Step 3. Going to court for legal debt collection.

The collection of accounts receivable in court provides such tools as order production, action proceedings. As part of the order production, business entities can, without calling the parties to the court, receive a decision of the economic court (ruling on a court order). The processing time is 20 working days. The case should be indisputable in nature and not belong to the category of cases in which a debt can be collected by making a notary's executive note. The claim proceeding is of a longer duration, the term here is from two months. The lawsuit is distinguished by a high amount of state duty, therefore, often the parties, realizing the fallacy of neglecting conciliation at the pre-trial stage, conclude an agreement on conciliation after going to court.

In the case of transfer of the case to the claim proceedings, it is necessary to have a representative in the judicial process. Such a representative may be a full-time employee of the plaintiff or a lawyer. The head of the plaintiff can represent him without justification of authority by virtue of his position. All other employees, including the deputy director, must have a power of attorney for this.

Some of the simplest cases can be considered without a representative, by sending an appropriate petition to the court. However, with this approach there is a certain risk due to the fact that one can never know for sure whether the respondent will ignore the court hearing and if not, what he will say in court. Therefore, in the presence of a large amount of debt, it is advisable to involve a judicial representative, even if the position of the claimant seems obvious and flawless.

An alternative to the justice of state economic courts is the arbitration courts and international arbitration courts. However, to use this alternative, the claimant and the defendant must come to an agreement (arbitration agreement, arbitration clause). Decisions of arbitration and international arbitration courts established in accordance with Belarusian and international law are recognized without prior conditions. The advantage of resolving disputes with non-residents in an international arbitration court, for example MAS at BelCCI, is the recognition of the decision given by arbitration abroad. Decisions of state economic courts in jurisdictions with which there are no agreements on legal assistance can be difficult to recognize.

4 step. Forced debt collection.

Cases in which the debtor voluntarily pays out money by a court decision (the executive order) are rather the exception to the rule. In this situation, the recoverer submits an application for the initiation of enforcement proceedings to the territorial department of compulsory execution at the location of the debtor. But even with the help of performers, the recovery can be delayed from several months to several years. The claimant must constantly monitor the execution process. Also, in some cases, it is not necessary to neglect the proposals for the return of debt with property, especially when it is obvious that the debtor is in the debt trap.

Coming into force on 16 in May 2017 of the new Law “On Enforcement Proceedings” (hereinafter referred to as the Law) expanded the capabilities of the bailiff, which plays a significant role in the work on collecting accounts receivable from legal entities. The norms that have come into force include new measures to ensure the execution of the executive document. Now the bailiff can restrict the right to travel outside the country, as an individual entrepreneur, citizen, and an official of a legal entity. The adoption of such a security measure is possible both on the basis of the claimant's petition, and on the initiative of the bailiff. It is worth noting that, on the basis of a court decision, a security measure such as limiting the right to drive a vehicle can be applied to the debtor.

With the adoption of the new Law, the powers of the bailiff have become wider, therefore, debt collection has become more effective. At the initiative of the bailiff, law enforcement agencies may delay the vehicle of the debtor and go to a guarded parking lot. Subsequently, the vehicle can be seized and sold to repay the debt to the collector. When an arrest is imposed on the debtor’s settlement accounts, the bailiff may suspend bank account operations, as a result of which the debtor will not be able to open and use new settlement accounts.

Summary.

Business entities quite often delay collection periods after the debt is due. This increases the risk of non-return of funds. So, a legal entity can go into liquidation or bankruptcy, and an individual can leave for permanent residence in another country. Claimants often hear the word "court" and react not entirely positively. You need to take this as a common debt repayment instrument.

Legal advice at the stage of signing documents and completing a transaction between the parties will help to avoid significant risks, and contacting debt collection professionals at an early stage of receivables arrears will help to quickly recover the debt.

Do you have any questions regarding how to collect the amount owed in accordance with Belarusian legislation? Ask them in the comments, we will be happy to answer everyone. You can also familiarize yourself with our publications on the subject of commercial law:

 

Add a comment

back to publications
Ask a question to a lawyer

Взыскание задолженности в Республике Беларусь является актуальной темой в настоящее время. Задолженность может возникать по самым разным обстоятельствам. Например, самый хрестоматийный случай: товар поставлен, но не оплачен. В сфере бизнеса задолженность, как правило, вытекает из договорных отношений. Поэтому во всех документах, которые так или иначе связаны с денежными средствами, должны быть тщательно прописаны условия их возврата, а также ответственность за несвоевременный их возврат. Зачастую субъекты хозяйствования не уделяют должного внимания данным вопросам, что плачевно может отразиться на их платёжеспособности. Риски в таких случаях увеличиваются в разы. Нынешнее законодательство Республики Беларусь предоставляет несколько вариантов взыскания задолженности, но все по порядку.

Контактные данные специалиста, ответственного за работу по взысканию задолженности: Скобей Андрей Николаевич, юрист, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

Шаг 1. Предъявление претензии.

По общему правилу, изложенному и в гражданском и хозяйственно-процессуальном законодательстве, перед обращением за принудительным взысканием задолженности необходимо предъявить претензию к должнику с целью досудебного урегулирования. В ряде случаев претензию можно не предъявлять. Например, при взыскании задолженности в порядке приказного производства в случае, если сумма не превышает 100 базовых величин. Однако при этом нужно не забывать об иных условиях взыскания задолженности в приказном порядке.

Шаг 2. Обращение к нотариусу.

В настоящее время по ряду хозяйственных договоров взыскание долга путем обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи является не просто возможным, но и обязательным. Суд может не принять исковое заявление, если долг подлежал взысканию в нотариальном порядке. Как пример здесь можно привести договор аренды, арендная плата по которому выражена в фиксированной сумме. Если нотариус отказывается выдать исполнительную надпись, необходимо требовать у него письменный отказ. Только при наличии такого отказа будет возможно обратиться в суд.

Взыскание задолженности путем обращения к нотариусу осложняется тем, что по большинству хозяйственных договоров подтверждением наличия задолженности для нотариуса служит не сам договор и не первичные документы, а подписанный должником акт сверки. Также проблемой является взыскание в нотариальном порядке затрат на юридические услуги, а также неустойки.

Шаг 3. Обращение в суд.

Взыскание задолженности в судебном порядке предоставляет такие инструменты как приказное производство, исковое производство. В рамках приказного производства субъекты хозяйствования могут без вызова сторон в суд получить решение экономического суда (определение о судебном приказе). Сроки рассмотрения составляют 20 рабочих дней. Дело должно носить бесспорный характер и не относиться к категории дел, по которым можно взыскать долг путем совершения исполнительной надписи нотариуса. Исковое производство носит более длительный характер, срок здесь составляет от двух месяцев. Исковое производство отличается высоким размером государственной пошлины, потому зачастую стороны, осознав ошибочность пренебрежения примирением на досудебной стадии, заключают соглашение о примирении уже после обращения в суд.

В случае перехода дела в исковое производство необходимо наличие представителя в судебном процессе. Таким представителем может быть штатный работник истца либо адвокат. Руководитель истца может представлять его без обоснования полномочий в силу занимаемой должности. Все остальные работники, в том числе заместитель директора, должны иметь на это доверенность.

Некоторые простейшие дела возможно рассмотреть без представителя, направив соответствующее ходатайство в суд. Однако при таком подходе есть определенные риске в связи с тем, что нельзя никогда знать наверняка, проигнорирует ли ответчик судебное заседания и если нет, то что он заявит в суде. Поэтому при наличии крупной суммы долга желательно привлекать судебного представителя, даже если позиция истца кажется очевидной и безупречной.

Альтернативой правосудию государственных экономических судов являются третейские суды и международные арбитражные суды. Однако для использования этой альтернативы истец и ответчик должны прийти к соглашению (третейское соглашение, арбитражная оговорка). Решения третейских и международных арбитражных судов, созданных согласно белорусскому и международному законодательству, признаются без предварительных условий. Преимуществом разрешения споров с нерезидентами в международном арбитражном суде, например МАС при БелТПП, является признание решения данных арбитражей зарубежом. Решения государственных экономических судов в юрисдикциях, с которыми отсутствуют договоры о правовой помощи, признать бывает затруднительно.

Шаг 4. Принудительное взыскание задолженности.

Случаи, когда должник добровольно выплачивает денежные средства по судебному решению (исполнительной надписи), составляют скорее исключение из правила. В данной ситуации взыскатель подает заявление о возбуждении исполнительного производства в территориальный отдел принудительного исполнения по месту нахождения должника. Но даже с помощью исполнителей взыскание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Взыскатель должен постоянно осуществлять контроль процесса исполнения. Также в некоторых случаях не нужно с пренебрежением относиться к предложениям по возврату долга имуществом, особенно тогда, когда очевидно нахождение должника в долговой яме.

Вступление в силу с 16 мая 2017 года нового Закона «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) расширило возможности судебного исполнителя, что играет существенную роль в работе по взысканию дебиторской задолженности. К нормам, вступившим в силу можно отнести новые меры обеспечения исполнения исполнительного документа. Теперь судебный исполнитель может ограничить право выезда за пределы страны, как индивидуального предпринимателя, гражданина, так и должностного лица юридического лица. Принятие такой меры обеспечения возможно как на основании ходатайства взыскателя, так и по инициативе судебного исполнителя. Стоит отметить, что на основании решения суда к должнику можно применить и такую меру обеспечения как ограничение права управлять транспортным средством.

С принятием нового Закона полномочия судебного исполнителя стали шире, следовательно, взыскание задолженности стало более эффективным. По инициативе судебного исполнителя через правоохранительные органы может задерживаться транспортное средство должника и отправляться на охраняемую стоянку. Впоследствии на транспортное средство может быть наложен арест и осуществлена его продажа для погашения задолженности взыскателю. При наложении ареста на расчетные счета должника, судебный исполнитель может приостановить операции по банковским счетам, в результате чего должник не сможет открывать и пользоваться новыми расчетными счетами.

Резюме.

Субъекты хозяйствования достаточно часто затягивают сроки взыскания после наступления срока погашения долга. Это увеличивает риски невозврата денежных средств. Так, юридическое лицо может уйти в ликвидацию или банкротство, а физическое лицо уехать на постоянное место жительство в другую страну. Взыскатели часто слыша слово “суд” реагируют не совсем положительно. Нужно воспринимать это как обычный инструмент возврата долга.

Юридическая консультация на этапе подписания документов и совершения сделки между сторонами поможет избежать существенных рисков, а обращение к профессионалам по взысканию долгов на раннем этапе просрочки задолженности будет способствовать скорейшему возврату долга.

У Вас есть вопросы касательно того, как взыскать задолженность согласно белорусскому законодательству? Задавайте их в комментариях, будем рады ответить всем. Также можете ознакомится с нашими публикациями по тематике хозяйственного права:

 

Summary
Юридические услуги
Service Type
Юридические услуги
Provider Name
ИП Скобей Андрей Николаевич,
улица Карла Либкнехта, дом 66, офис 205,Минск,Беларусь-220036,
Telephone No.+375291102388
Area
Взыскание дебиторской задолженности
Description
Взыскание дебиторской задолженности в Беларуси в бесспорном порядке (исполнительная надпись нотариуса, приказное производство), а также подготовка документов для искового производства. Работаем с должниками из Российской Федерации и повышаем эффективность взыскания в исполнительном производстве.