Работаем: Пн-Пт (Сб-Вс - выходной) с 09:00 до 18:00

+375291102388
+375291102388

Взыскание дебиторской задолженности по договору оказания услуг

<Заказчик отказывается оплачивать оказанные Вами услуги? Акт не подписан, но работа сделана? У заказчика возникают безосновательные требования к Вашей работе, не предусмотренные техническим заданием? Обращайтесь, вместе мы заставим заказчика выполнить взятые на себя по договору обязательства. Это называется взыскание дебиторской задолженности.

Риск неплатежей в сфере услуг осложняется тем, что предмет договора оказания услуг чаще всего носит нематериальный характер и проблемой является доказательство факта оказания услуги. Особенно данный риск проявляется в случае с услугами в сфере консалтинга. В случае с торговлей и теми же услугами по перевозке вопрос решается более просто. Ни один здраво мыслящий субъект хозяйствования не будет передавать товар или принимать его к перевозке, не имея на руках подписанных товаротранспортных документов. Исключения из этого правила могут быть объяснены только низкой правовой культурой. Поскольку движение товара без надлежащих документов несёт негативные последствия и с точки зрения публичного деликтного права. С услугами же всё обстоит иначе, поскольку заказчик почти никогда не согласится сразу подписать акт сдачи-приёмки оказанных услуг и будет прав. Ведь подписав акт он лишится возможности на предъявление претензии в случае некачественного оказания услуг.

В того, чтобы взыскание дебиторской задолженности проходило гладко, следует всегда включать в договор оказания услуг положение об автоматическом акцепте акта сдачи-приёмки оказанных услуг заказчиком. Следует указать в договоре не только то, что полученный и не возвращённый в установленный срок акт сдачи-приёмки означает приёмку услуг. Но и то, что исполнитель в рассматриваемой ситуации имеет право составить односторонний акт, который будет иметь юридическую силу двусторонне подписанного. Наличие таких положений в договоре позволит взыскать задолженность по договору оказания услуг в порядке приказного производства.

Однако в том случае, если заказчик мотивированно отказывается принимать оказанные услуги, речь может идти только о вчинении ему иска. В данном случае встаёт проблема доказывания факта качественного и своевременного оказания услуг. В качестве доказательств могут приводиться свидетельские показания, а также письменные доказательства. Под письменными доказательствами понимается в первую очередь переписка между сторонами договора. Следует обеспечить максимальный объём документооборота с заказчиком либо посредством заказной почты с уведомлением о вручении, либо посредством курьерской доставки. Электронная переписка может иметь сомнительную доказательную силу. Особенно если речь идёт не об электронной почте, указанной в реквизитах к договору, а о переписке в социальных сетях, службах передачи сообщений. При занятии ответчиком активной позиции такие сообщения почти никогда не смогут быть доказательствами. Ведь даже факс зачастую воспринимается негативно консервативными представителями судейского корпуса. А вот опровергнуть получение письма при наличии уведомления о вручении РУП «Белпочта» почти невозможно, если оно подписано лицом, уполномоченным на получение почтовой корреспонденции.

Свидетельские показания работников исполнителя также могут служить доказательством. Особенно что касается доказывания затрачиваемого на работу времени, подлежащего оплате согласно утвержденным тарифам. Если исполнитель привлекает для выполнения работ третьих лиц (субподрядчиков), данная возможность должна быть обязательно оговорена в договоре оказания услуг. В противном случае ответчик может сослаться на то, что затраты исполнителя по оплате труда третьих лиц не подлежат возмещению. Поскольку по общему правилу исполнитель обязан лично оказывать услуги.

Права заказчиков, являющихся потребителями, подлежат особой правовой защите. В частности, в том, что касается права на отказ от приёмки оказанных услуг. Однако следует учитывать тот факт, что зачастую на потребительские права претендуют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, но заказывающие услуги явно не для личных, бытовых или семейных нужд. Например, учредитель дизайнерского агентства может заказать услуги по созданию сайта дизайнерского агентства. Безусловно, спор будет подсуден общему суду, коль стороной договора является физическое лицо. Но явное несоответствие результата услуг потребительским целям делает неправомерной ссылку должника на законодательство, защищающее потребителей.

Также важным для эффективного взыскание дебиторской задолженности в пользу исполнителя является наличие в договоре корректного технического задания. Особенно это важно при оказании комплексных услуг, таких как создание сайта, бизнес-плана, маркетингового исследования. Впрочем, наличие такого задания немаловажно и в случае нарушения прав заказчика, осуществившего предоплату, но не получившего заказанные услуги.

Контактные данные: Скобей Андрей Николаевич, юрист-лицензиат, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

назад к публикациям
Задайте вопрос юристу