We work: Mon-Fri (Sat-Sun - day off) with 09: 00 to 18: 00

+375291102388

Free economic zones (FEZ) in Belarus: how to become a resident?

Free economic zones (hereinafter also referred to as free economic zones) are part of the territory of the Republic of Belarus with established borders. In this territory, a favorable legal regime for commercial activities.

There are six such zones in Belarus:

  • "Minsk",
  • Grodnoinvest
  • Brest
  • Vitebsk
  • Mogilev.

The choice between Belarusian free economic zones is usually based on logistical aspects. Consequently, most of the products produced in the SEZ are exported to the EU or EAEU countries. Also of no small importance will be the cost of attracting labor resources.

The regions of Belarus differ in average wages. On the other hand, the difference between regions is often insignificant. Consequently, the cost factor of labor resources may recede into the background when registering in the SEZ.

Actual issues of work in the free economic zone.

Who can become a resident of SEZ?

Legal entities and individual entrepreneurs located in the territory of the FEZ can act as a FEZ resident. Free economic zones (their administrations) are empowered to register newly created legal entities. However, it is possible to register a legal entity initially and outside the FEZ, with a subsequent change of location in favor of the territory of the FEZ.

The founders of commercial organizations that are residents of the FEZ can be both residents and non-residents of Belarus. Registration in the FEZ can be carried out in a fairly short time.

Selection of production space.

An important task facing the leadership of the future FEZ resident is the selection of production facilities. Undoubtedly, in the selection of this premises should first of all determine the form of ownership. The easiest option would be to rent production facilities. On the one hand, this option will take the shortest possible time. On the other hand, the lease also contains some risks associated with the fact that the lease may be terminated. What will entail negative economic consequences for a FEZ resident.

Not every novice manufacturer can afford to purchase a production building or build it on the received land. Probably the best way out of this situation for such a producer would be to conclude a lease agreement with the right to purchase. The repurchase conditions can be very different and are agreed by the parties on the basis of the principle of freedom of contract.

In addition to the form of ownership, it is worth paying attention to the following factors:

  • logistic component;
  • the practical suitability of the property for the placement of the corresponding type of production. Often premises that have not been rented out for a long time are in poor condition;
  • the presence of legal restrictions on the rental of premises;
  • terms of termination of the lease.

Free economic zones and labor resources.

An important factor in choosing a free economic zone will be the availability of appropriate labor resources. Often this factor is as follows. Firstly, the availability of specialists of relevant qualifications. Secondly, in the amount of employee salaries.

It will be necessary to take into account not only the size of wages, but also the associated tax burden. That is, the size of wages will be of primary importance here for business planning.

In general, consultations with recruitment specialists should be held on this issue. And also to study the average salaries of workers in the corresponding region of Belarus.

What benefits does the free economic zone provide?

  • exemption from income tax for five years from the date of declaration of profit by a resident of the FEZ;
  •  50% reduction in income tax rates over the next five years;
  •  real estate tax exemption for buildings and structures located on the territory of the SEZ;
  • the abolition of the mandatory sale of foreign currency;
  •  exemption from rent for 5 years for land provided for the construction of facilities to residents registered after January 1 of 2012;
  •  cancellation of fees at the conclusion of a lease of land that are provided without auction;
  •  exemption from compensation for transplantation and removal of the plant world during construction on the territory of SEZ;
  •  withdrawal of compensation for agricultural land losses for residents registered after January 1, 2012;
  •  the possibility of registering a free customs zone;
  •  exemption from payment of import customs duties and taxes when importing into the territory of the SEZ foreign goods (equipment and components for production) and placement under the free customs zone procedure;
  • the abolition of payment of import customs duties and taxes when exporting foreign goods outside the Customs Union and placed under a free customs zone;
  • exemption from payment of import customs duties and taxes when exporting finished products to the customs territory of the Customs Union (valid for residents of the SEZ until 01.01.2017 registered before 01.01.2012).

How to join the residents of the free economic zone?

Registration as a resident of the FEZ is carried out by the administration. First, an agreement is concluded with a resident on the conditions for carrying out activities on the territory of the SEZ, and they are entered into the register of residents of the SEZ. Secondly, within three business days from the date of registration, the administration issues a certificate of registration as a FEZ resident, and within ten business days it informs the necessary state authorities about registration as a FEZ resident.

In case of refusal to register as a FEZ resident, the administration is obliged to notify in writing of its decision within three working days. Subsequently, the refusal to register may be appealed to the economic court. FEZ residents are subject to the guarantees of the rights of investors, provided for by the Law of the Republic of Belarus "On Foreign Investments".

A state duty in the amount of 50 basic units is paid for registration as a FEZ resident, which as of the current date is 1 275 Belarusian rubles.

What documents are required when entering the free economic zone?

The free economic zone, represented by the administration, accepts the following documents from the applicant for resident status:

  •  application in the prescribed form;
  •  a copy of the constituent documents certified by the head of the organization, with the presentation of the originals and a copy of the certificate of state registration with the presentation of the original;
  •  business project;
  • a document confirming payment of the state duty for registration as a resident.

The business project should be aimed at export and import substitution with an investment volume of at least 1 million euros. As a result, such a regime as a free economic zone does not imply the presence of small businesses.

Free economic zone and other preferential regimes.

Summing up, it should be said that in Belarus there are other preferential regimes for manufacturers, including foreign investors, which speaks of the advantages of doing business in Belarus.

For small and medium-sized businesses in the Republic of Belarus, preferential treatment in rural areas and small towns can be attractive, which can also be read on this website. On the one hand, the advantage of this preferential regime is the fact that the benefits are applied from the moment the company is registered. On the other hand, the disadvantage is that this preferential regime is of an urgent nature without the right to extend (7 years).

For large manufacturers, the Republic of Belarus offers the possibilities of the industrial park "Great Stone". The conditions and benefits of this industrial park are significantly different from the free economic zone.

Feedback.

You can learn more about registration support services in the SEZ in the following ways:

  • phone + 37529 1102388 (Telegram), + 37533 6818935 (Viber, WhatsApp);
  • Email: info@legaltime.by;

 

Add a comment

back to publications
Ask a question to a lawyer

Свободные экономические зоны (далее также СЭЗ) – это часть территории Республики Беларусь с установленными границами. На данной территории действует благоприятный правовой режим для коммерческой деятельности.

В Беларуси действуют шесть таких зон:

Выбор между белорусскими СЭЗ обычно основывается на логистических моментах. Следовательно, большая часть продукции, произведенной в СЭЗ, экспортируется в страны ЕС или ЕАЭС. Также немаловажное значение будет иметь стоимость привлечения трудовых ресурсов.

Регионы Беларуси отличаются средней заработной платой. С другой стороны, разница между областями является зачастую незначительной. Следовательно, фактор стоимости трудовых ресурсов может отойти на второй план при регистрации в СЭЗ.

Актуальные вопросы работы в свободной экономической зоне.

Кто может стать резидентом СЭЗ?

В качестве резидента СЭЗ могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели с местом нахождения на территории СЭЗ. Свободные экономические зоны (их администрации) наделены полномочиями по регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Однако можно зарегистрировать юридическое лицо первоначально и за пределами СЭЗ, с последующим изменением места нахождения в пользу территории СЭЗ.

Учредителями коммерческих организаций, которые являются резидентами СЭЗ, могут быть как резиденты, так и нерезиденты Беларуси.

Подбор производственной площади.

Важной задачей, стоящей перед руководством будущего резидента СЭЗ, является подбор производственного помещения. Несомненно, что при подборе данного помещения следует прежде всего определится с формой владения. Наиболее простым вариантом будет аренда производственных площадей. С одной стороны, такой вариант займёт максимально короткое время. С другой стороны, договор аренды содержит и некоторые риски, связанные с тем, что договор аренды может быть расторгнут. Что повлечёт для резидента СЭЗ негативные экономические последствия.

Не каждый начинающий производитель может позволить себе приобрести производственное здание в собственность или же построить его на полученном земельном участке. Вероятно, оптимальными выходом из ситуации для такого производителя будет заключение договора аренды с правом выкупа. Условия выкупа могут быть самыми разными и согласуются сторонами на основании принципа свободы договора.

Помимо формы владения стоит обратить внимание и на следующие факторы:

  • логистическая составляющая;
  • практическая пригодность объекта недвижимости для размещения соответствующего вида производства. Зачастую помещения, которые давно не сдавались в аренду, находятся в плачевном состоянии;
  • наличие правовых ограничений на сдачу помещения в аренду;
  • условия прекращения договора аренды.

Свободные экономические зоны и трудовые ресурсы.

Немаловажным фактором при выборе СЭЗ будет наличие соответствующих трудовых ресурсов. Зачастую данный фактор заключается в следующем. Во-первых, в наличии специалистов соответствующей квалификации. Во-вторых, в размере заработной платы сотрудников.

Необходимо будет учитывать не только размер заработной платы, но и сопутствующую налоговую нагрузку. То есть размер заработной платы будет иметь здесь первоочередное значение для бизнес-планирования.

В общем, по данному вопросу следует провести консультации со специалистами по подбору персонала. А также изучить показатели средних заработных плат работников в соответствующем регионе Беларуси.

Какие льготы предоставляет свободная экономическая зона?

  • освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления прибыли резидентом СЭЗ;
  •  уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль последующие пять лет;
  •  освобождение от уплаты налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории СЭЗ;
  • отмена обязательной продажи иностранной валюты;
  •  освобождение от арендной платы в течение 5 лет за земельные участки, предоставленные для строительства объектов резидентам, зарегистрированным после 1 января 2012 года;
  •  отмена платы при заключении договора аренды земельных участков, которые предоставляются без аукциона;
  •  освобождение от компенсации за пересадку и удаление растительного мира при строительстве на территории СЭЗ;
  •  снятие возмещения потерь сельскохозяйственных земель для резидентов, зарегистрированных после 1 января 2012 года;
  •  возможность оформления свободной таможенной зоны;
  •  освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию СЭЗ иностранных товаров (оборудования и комплектующих для производства) и помещение под процедуру свободной таможенной зоны;
  • отмена уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, за пределы Таможенного союза и помещенных под свободную таможенную зону;
  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе готовой продукции на таможенную территорию ТС (действует для резидентов СЭЗ до 01.01.2017г., зарегистрированных до 01.01.2012).

Как вступить в резиденты свободной экономической зоны?

Регистрацию в качестве резидента СЭЗ осуществляет администрация. Во-первых, с резидентом заключается договор об условиях осуществления деятельности на территории СЭЗ, и вносят в реестр резидентов СЭЗ. Во-вторых, в течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация выдает свидетельство о регистрации в качестве резидента СЭЗ, а в течение десяти рабочих дней информирует необходимые государственные органы о постановке на учет в качестве резидента СЭЗ.

В случае отказа регистрации в качестве резидента СЭЗ, администрация обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить о своем решении. Впоследствии, отказ в регистрации может быть обжалован в экономическом суде. На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов, предусмотренные Законом Республики Беларусь “Об иностранных инвестициях”.

За регистрацию в качестве резидента СЭЗ уплачивается госпошлина в размере 50–ти базовых величин, что на текущую дату составляет 1 275 белорусских рублей.

Какие документы требуются при вступлении в свободную экономическую зону?

Свободная экономическая зона в лице администрации принимает следующие документы от соискателя статуса резидента:

  •  заявление по установленной форме;
  •  копию учредительных документов заверенные руководителем организации, с предъявлением оригиналов и копию свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала;
  •  бизнес–проект;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию в качестве резидента.

Бизнес-проект должен быть направлен на экспорт и импортозамещение с объемом инвестирования не менее 1–го миллиона евро. В результате, такой режим как свободная экономическая зона не предполагает присутствия субъектов малого бизнеса.

Свободная экономическая зона и другие льготные режимы.

Подводя итог следует сказать, что в Беларуси существуют и иные льготные режимы для производителей, в том числе иностранных инвесторов.

Для малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь могут быть привлекателен льготный режим в сельской местности и малых населенных пунктах, о чем также можно прочитать на данном сайте. С одной стороны, преимуществом данного льготного режима является факт применения льгот с момент регистрации компании. С другой стороны, недостатком является то, что данный льготный режим носит срочный характер без права продления (7 лет).

Для крупных производителей Республика Беларусь предлагает возможности индустриального парка “Великий камень”. Условия и льготы данного индустриального парка значительно отличаются от свободной экономической зоны.

Обратная связь.

Узнать больше об услугах по сопровождению регистрации в СЭЗ вы можете следующими способами:

  • телефон +37529 1102388 (Telegram), +37533 6818935 (Viber, WhatsApp);
  • электронная почта: info@legaltime.by;
  • форма обратной связи по ссылке.

 

Summary
Юридические услуги для Бизнеса
Service Type
Юридические услуги для Бизнеса
Provider Name
Скобей Андрей Николаевич, партнёр международной юридической фирмы,
улица Карла Либкнехта, д. 66, офис 205,Минск,Беларусь-220036,
Telephone No.+375291102388
Area
Сопровождение приобретения статуса резидента Свободной экономической зоны (СЭЗ)
Description
Имеется большой опыт сопровождения регистрации юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, с последующим полным сопровождением открытия производства в СЭЗ: обеспечение приобретения/аренды производственных площадей, согласование бизнес-проекта с администрацией СЭЗ.