Свободные экономические зоны (далее также СЭЗ) – это часть территории Республики Беларусь с установленными границами. На данной территории действует благоприятный правовой режим для коммерческой деятельности.

В Беларуси действуют шесть таких зон:

Выбор между белорусскими СЭЗ обычно основывается на логистических моментах. Следовательно, большая часть продукции, произведенной в СЭЗ, экспортируется в страны ЕС или ЕАЭС. Также немаловажное значение будет иметь стоимость привлечения трудовых ресурсов.

Регионы Беларуси отличаются средней заработной платой. С другой стороны, разница между областями является зачастую незначительной. Следовательно, фактор стоимости трудовых ресурсов может отойти на второй план при регистрации в СЭЗ.

Актуальные вопросы работы в свободной экономической зоне.

Кто может стать резидентом СЭЗ?

В качестве резидента СЭЗ могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели с местом нахождения на территории СЭЗ. Свободные экономические зоны (их администрации) наделены полномочиями по регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Однако можно зарегистрировать юридическое лицо первоначально и за пределами СЭЗ, с последующим изменением места нахождения в пользу территории СЭЗ.

Учредителями коммерческих организаций, которые являются резидентами СЭЗ, могут быть как резиденты, так и нерезиденты Беларуси.

Подбор производственной площади.

Важной задачей, стоящей перед руководством будущего резидента СЭЗ, является подбор производственного помещения. Несомненно, что при подборе данного помещения следует прежде всего определится с формой владения. Наиболее простым вариантом будет аренда производственных площадей. С одной стороны, такой вариант займёт максимально короткое время. С другой стороны, договор аренды содержит и некоторые риски, связанные с тем, что договор аренды может быть расторгнут. Что повлечёт для резидента СЭЗ негативные экономические последствия.

Не каждый начинающий производитель может позволить себе приобрести производственное здание в собственность или же построить его на полученном земельном участке. Вероятно, оптимальными выходом из ситуации для такого производителя будет заключение договора аренды с правом выкупа. Условия выкупа могут быть самыми разными и согласуются сторонами на основании принципа свободы договора.

Помимо формы владения стоит обратить внимание и на следующие факторы:

  • логистическая составляющая;
  • практическая пригодность объекта недвижимости для размещения соответствующего вида производства. Зачастую помещения, которые давно не сдавались в аренду, находятся в плачевном состоянии;
  • наличие правовых ограничений на сдачу помещения в аренду;
  • условия прекращения договора аренды.

Свободные экономические зоны и трудовые ресурсы.

Немаловажным фактором при выборе СЭЗ будет наличие соответствующих трудовых ресурсов. Зачастую данный фактор заключается в следующем. Во-первых, в наличии специалистов соответствующей квалификации. Во-вторых, в размере заработной платы сотрудников.

Необходимо будет учитывать не только размер заработной платы, но и сопутствующую налоговую нагрузку. То есть размер заработной платы будет иметь здесь первоочередное значение для бизнес-планирования.

В общем, по данному вопросу следует провести консультации со специалистами по подбору персонала. А также изучить показатели средних заработных плат работников в соответствующем регионе Беларуси.

Какие льготы предоставляет свободная экономическая зона?

  • освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления прибыли резидентом СЭЗ;
  •  уменьшение на 50 % ставки налога на прибыль последующие пять лет;
  •  освобождение от уплаты налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории СЭЗ;
  • отмена обязательной продажи иностранной валюты;
  •  освобождение от арендной платы в течение 5 лет за земельные участки, предоставленные для строительства объектов резидентам, зарегистрированным после 1 января 2012 года;
  •  отмена платы при заключении договора аренды земельных участков, которые предоставляются без аукциона;
  •  освобождение от компенсации за пересадку и удаление растительного мира при строительстве на территории СЭЗ;
  •  снятие возмещения потерь сельскохозяйственных земель для резидентов, зарегистрированных после 1 января 2012 года;
  •  возможность оформления свободной таможенной зоны;
  •  освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию СЭЗ иностранных товаров (оборудования и комплектующих для производства) и помещение под процедуру свободной таможенной зоны;
  • отмена уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, за пределы Таможенного союза и помещенных под свободную таможенную зону;
  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе готовой продукции на таможенную территорию ТС (действует для резидентов СЭЗ до 01.01.2017г., зарегистрированных до 01.01.2012).

Как вступить в резиденты свободной экономической зоны?

Регистрацию в качестве резидента СЭЗ осуществляет администрация. Во-первых, с резидентом заключается договор об условиях осуществления деятельности на территории СЭЗ, и вносят в реестр резидентов СЭЗ. Во-вторых, в течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация выдает свидетельство о регистрации в качестве резидента СЭЗ, а в течение десяти рабочих дней информирует необходимые государственные органы о постановке на учет в качестве резидента СЭЗ.

В случае отказа регистрации в качестве резидента СЭЗ, администрация обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить о своем решении. Впоследствии, отказ в регистрации может быть обжалован в экономическом суде. На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов, предусмотренные Законом Республики Беларусь “Об иностранных инвестициях”.

За регистрацию в качестве резидента СЭЗ уплачивается госпошлина в размере 50–ти базовых величин, что на текущую дату составляет 1 275 белорусских рублей.

Какие документы требуются при вступлении в свободную экономическую зону?

Свободная экономическая зона в лице администрации принимает следующие документы от соискателя статуса резидента:

  •  заявление по установленной форме;
  •  копию учредительных документов заверенные руководителем организации, с предъявлением оригиналов и копию свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала;
  •  бизнес–проект;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию в качестве резидента.

Бизнес-проект должен быть направлен на экспорт и импортозамещение с объемом инвестирования не менее 1–го миллиона евро. В результате, такой режим как свободная экономическая зона не предполагает присутствия субъектов малого бизнеса.

Свободная экономическая зона и другие льготные режимы.

Подводя итог следует сказать, что в Беларуси существуют и иные льготные режимы для производителей, в том числе иностранных инвесторов.

Для малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь могут быть привлекателен льготный режим в сельской местности и малых населенных пунктах, о чем также можно прочитать на данном сайте. С одной стороны, преимуществом данного льготного режима является факт применения льгот с момент регистрации компании. С другой стороны, недостатком является то, что данный льготный режим носит срочный характер без права продления (7 лет).

Для крупных производителей Республика Беларусь предлагает возможности индустриального парка “Великий камень”. Условия и льготы данного индустриального парка значительно отличаются от свободной экономической зоны.

Обратная связь.

Узнать больше об услугах по сопровождению регистрации в СЭЗ вы можете следующими способами:

  • телефон +37529 1102388 (Telegram), +37533 6818935 (Viber, WhatsApp);
  • электронная почта: info@legaltime.by;
  • форма обратной связи по ссылке.

 

Summary
Юридические услуги для Бизнеса
Service Type
Юридические услуги для Бизнеса
Provider Name
Скобей Андрей Николаевич, партнёр международной юридической фирмы,
улица Карла Либкнехта, д. 66, офис 205,Минск,Беларусь-220036,
Telephone No.+375291102388
Area
Сопровождение приобретения статуса резидента Свободной экономической зоны (СЭЗ)
Description
Имеется большой опыт сопровождения регистрации юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, с последующим полным сопровождением открытия производства в СЭЗ: обеспечение приобретения/аренды производственных площадей, согласование бизнес-проекта с администрацией СЭЗ.