We work: Mon-Fri (Sat-Sun - day off) with 09: 00 to 18: 00

+375291102388

Registration of an IT-company in Belarus

The Republic of Belarus is one of the countries where doing business in the IT sector has undeniable advantages. These benefits include not only the benefits that are given to residents of the Park of High Technologies. But what is also important is the availability of a qualified workforce, in the choice of which HR specialists specializing in this field will be ready to help. This publication of our blog, as well as other publications, links to which you will find at the end of this publication, will help you learn everything about the procedure for creating an IT company in Belarus.

The choice of legal form of IT company

So what will be the main thing for a person who decides to study the procedure for creating an IT company in Belarus? The procedure for registering a company is not overly complicated in itself, since the notorious declarative principle of registration is in effect. However, first of all, one should decide on the organizational and legal form.

It makes no sense to consider here such relict organizational and legal forms as a unitary enterprise, and even more so - a full or limited partnership. Registration of a company can make sense using one of three organizational and legal forms: a limited liability company (LLC), a closed joint stock company (CJSC) or an open joint stock company (OJSC).

The most popular of these forms is a limited liability company. Most of the IT companies are registered in this form, which is an analogue of the foreign Limited Liability Company (LLC). The second polarity legal form is the Closed Joint Stock Company (CJSC). A CJSC has few analogues in non-Russian-speaking jurisdictions, combining the features of an LLC and an OJSC. On this site you can learn in detail about the advantages and disadvantages of a JSC.

The cost of registering an IT company
Registration of an IT company From 350 Euro (€)

The creation of the OJSC will be interesting to large IT companies, which subsequently intend to make an initial public offering. However, for medium-sized businesses focused on growth, there is no point in immediately creating an OJSC. It is easier, if necessary, to carry out a reorganization in the form of a transformation.

What to look for when drafting a charter?

The second important issue, not of a procedural nature, for the registration of an IT company in Belarus will be the development of a charter. Of course, it is worth noting here that there is no special charter for an IT company. However, there are a number of aspects worth considering.

Firstly, since the main value, along with employees, in an IT company are the results of labor - objects of intellectual property. It is worth developing in the charter a special regime for approving transactions on the alienation of intellectual property. After all, sometimes it is difficult to find out whether this or that transaction is large. But all transactions, except for major transactions and transactions involving affiliated persons, can be carried out solely by the executive body of the company (director or managing / managing company).

The charter may provide for a restriction for the head to carry out any transactions with intellectual property objects that entail their alienation or the issuance of an exclusive license. Having established that such transactions can be made only with the consent of the general meeting of participants or the board of directors.

Also, the charter of an IT company often requires the use of such mechanisms as the disproportionate contribution to the charter capital of LLC by the share of the participant or the number of votes, as well as the share in profit. The use of these mechanisms also requires legal literacy; otherwise, certain provisions of the charter may be found to be contrary to law. Since the institution of options in the Republic of Belarus is developed only within the framework of the HTP, mechanisms for protecting the rights of founders-minoraties are also in demand.

Changes to the charter can be made later, but it should be remembered that it may be more difficult to do this later. Thus, registration of changes to the charter is the prerogative of the head of the company. Which may not always have sufficient interest in this procedure.

What should be the size of the authorized capital of an IT company?

There is no minimum statutory fund for a limited liability company. However, the decision on the size of the authorized capital cannot be taken at random. Contribution to the authorized capital of a business entity is the main mechanism for investing in a company at the initial stage of its activity. It is especially important to correctly calculate the size of the authorized capital for a startup that does not yet have customers or secondary investors.

A loan as a way to finance an IT company

So beloved by Belarusian business, since it allows you to return the founders' investments by repaying a tax-free loan. Everything would be fine, but it is worth remembering that the HTP may not evaluate the applicant with a negative balance structure. Therefore, if the registration of the company also involves entry into the HTP, we advise you to make primary investments by contributing to the authorized capital of the company.

The founders of an IT company that does not plan to join the HTP after registration should remember that in the event of liquidation of a company with an outstanding loan, an object of taxation will be created as non-operating income. The arisen tax will definitely need to either be satisfied or go into bankruptcy with the possibility of bringing the founder and former head to subsidiary liability. The choice of how to invest in a newly created company is described in detail in our blog.

Is it necessary to register an IT company in OEM?

The HTP resident status offers IT companies significant benefits, including tax and administrative benefits. In general, these benefits bring working conditions closer to offshore ones. Although this does not mean that the process of joining the HTP is formal. The HTP administration, represented by the Expert and Supervisory Board, evaluates the business project submitted by the applicant not only in terms of economic feasibility, but also of the scientific and technical level.

New Activities and Startups

When deciding to join the HTP, a number of factors must be taken into account. Firstly, some activities are simply impossible to carry out outside the HTP. Such activities include the implementation of the activities of the operator of the crypto-exchange, the exchanger of crypto-currencies. To issue your own tokens as part of the ICO, it is not necessary to become an HTP resident. However, an HTP non-resident conducting an ICO in Belarusian jurisdiction must order the services of an HTP resident who is the organizer of the ICO.

The issue of accepting start-ups in the HTP is ambiguous. As a rule, HTP accepts companies that have ready-made customers, which can rarely be said about startups. However, lately, the HTP has been meeting with such companies under a number of conditions. For example, if a startup has received awards at national and international startup competitions or a team member is a well-known programmer in Belarus.

Is it possible to join ITP IT companies with technical support?

Despite the presence of such a type of activity as technical support in the regulations of the OEM, the administration of the OEM, based on practice, is not aimed at the adoption of companies for which this type of activity is predominant. In addition, technical support can only be provided for their own products.

However, technical support is often understood as the refinement of individual components of the finished product, the creation of normalizing utilities. Such activities can be considered not as technical support, but as custom software development.

If your type of activity is standard for HTP and you are ready to comply with the requirements for salary and revenue, have stable customers, then, of course, joining HTP should not be put off the bat, this procedure will not contain any unjustified risks.

For professional legal advice, call +375291102388 or e-mail: info@legaltime.by.

Add a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

back to publications
Ask a question to a lawyer

Республика Беларусь является одной из стран, где ведение бизнеса в сфере IT имеет неоспоримые преимущества. К таким преимуществам можно отнести не только льготы, которые даются резидентам Парка высоких технологий. Но и что немаловажно, наличие квалифицированной рабочей силы, в выборе которой будут готовы помочь HR-специалисты, специализирующиеся в данной сфере. Настоящая публикация нашего блога, а также иные публикации, ссылки на которые вы найдёте в конце настоящей публикации, помогут вам узнать всё про порядок создания IT-компании в Беларуси.

Выбор организационно-правовой формы IT-компании

Так что же будет являться главным для лица, решившего изучать порядок создания IT-компании в Беларуси? Процедура регистрации компании не является сверхсложной сама по себе, поскольку действует пресловутый заявительный принцип регистрации. Однако прежде всего следует определиться с организационно-правовой формой.

Не имеет смысла рассматривать здесь такие реликтовые организационно-правовые формы как унитарное предприятие и тем более – полное или коммандитное товарищества. Регистрация компании может иметь смысл с использованием одной из трех организационно-правовых форм: общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО) или открытое акционерное общество (ОАО).

Наиболее популярная из данных форм – общество с ограниченной ответственностью. Большая часть IT компании регистрируется именно в данной форме, являющейся аналогом зарубежной Limited Liability Company (LLC). Второй по полярности организационно-правовой формой является Закрытое акционерное общество (ЗАО). ЗАО имеет мало аналогов в нерусскоязычных юрисдикциях, объединяя в себя черты ООО и ОАО. На данном сайте вы можете подробно узнать о преимуществах и недостатках ЗАО.

Создание ОАО будет интересно крупным IT-компаниям, которые в последующем собираются производить первичное размещение акций. Однако представителям среднего бизнеса, нацеленным на рост, нет никакого смысла сразу создавать ОАО. Легче в случае необходимости провести реорганизацию в форме преобразования.

На что обратить внимание при разработке устава?

Вторым важным вопросом, не имеющим процедурного характера, для регистрации айтишной компании в Беларуси, будет разработка устава. Конечно же здесь стоит отметить, что нету никакого специального устава для IT-компании. Однако есть ряд аспектов, которые стоит учесть.

Во-первых, поскольку главной ценностью, наряду с работниками, в IT-компании являются результаты труда – объекты интеллектуальной собственности. Стоит выработать в уставе особый режим одобрения сделок об отчуждении интеллектуальной собственности. Ведь порой трудно выяснить, является ли та или иная сделка крупной. А ведь все сделки, кроме крупных сделок и сделок с участием аффилированных лиц, могут осуществляться единолично исполнительным органом компании (директором либо управляющим/управляющей компанией).

В уставе можно предусмотреть ограничение для руководителя на осуществление любых сделок с объектами интеллектуальной собственности, которые влекут их отчуждение или выдачу исключительной лицензии. Установив, что такие сделки могут совершаться только с согласия общего собрания участников или совета директоров.

Также в уставе IT-компании часто востребовано применение таких механизмов как непропорциональность вклада в уставный фонд ООО доле участника либо количеству голосов, а также доле в прибыли. Использование данных механизмов также требует юридической грамотности, в противном случае отдельные положения устава могут быть признаны противоречащими законодательству. Поскольку в Республике Беларусь институт опционов развит только в рамках ПВТ, востребованными бывают и механизмы защиты прав учредителей-миноратиев.

Изменения в устава могут быть внесены и позднее, однако следует помнить, что в последующем сделать это может быть тяжелее. Так, регистрация изменений в устав является прерогативой руководителя компании. Который далеко не всегда может иметь достаточную заинтересованность в данной процедуре.

Каким должен быть размер уставного фонда IT-компании?

Для общества с ограниченной ответственностью минимальный уставный фонд не установлен. Однако принятие решения о размере уставного фонда не может приниматься наобум. Вклад в уставный фонд хозяйственного общества – основной механизм инвестирования в компанию на первичном этапе деятельности. Особенно важно правильно рассчитать размер уставного фонда для стартапа, который пока ещё не имеет заказчиков или вторичных инвесторов.

Заем как способ финансирования IT-компании

Столь полюбившийся белорусскому бизнесу, коль позволяет вернуть инвестиции учредителей посредством возврата займа, не облагаемого налогами. Все бы было хорошо, однако стоит помнить о том, что в ПВТ могут не оценить соискателя с отрицательной структурой баланса. Потому если регистрация компании предполагает и вступление в ПВТ, советуем вносить первичные инвестиции путём вклада в уставный фонд компании.

Учредителям же IT-компании, которая не планирует вступать в ПВТ после регистрации, следует помнить о том, что в случае ликвидации компании с непогашенным займом будет создан объект налогообложения в качестве внереализационного дохода. Возникшее налоговое обязательно нужно будет либо удовлетворить, либо идти в банкротство с возможностью привлечения учредителя и бывшего руководителя к субсидиарной ответственности. Выбор способа инвестирования во вновь создаваемую компанию подробно описан в нашем блоге.

Необходима ли регистрация IT-компании в ПВТ?

Статус резидента ПВТ предлагает IT-компании значительные льготы, в том числе налогового и административного характера. В целом эти льготы приближают условия работы к оффшорным. Хотя это не означает, что процесс вступления в ПВТ является формальным. Администрация ПВТ в лице Экспертного и Наблюдательного совета оценивает предоставленный заявителем бизнес-проект нетолько  в части экономической целесообразности, но и научно-технического уровня.

Новые виды деятельности и стартапы

Принимая решение о вступлении в ПВТ необходимо принимать во внимание целый ряд факторов. Во-первых, некоторые виды деятельности просто невозможно осуществлять вне ПВТ. К таким видам деятельности можно отнести осуществление деятельности оператора криптобиржи, обменника криптовалют.   Чтобы выпустить собственные токены в рамках ICO становиться резидентом ПВТ необязательно. Однако, нерезидент ПВТ, проводящий ICO в белорусской юрисдикции, должен заказать услуги резидента ПВТ, который является организатором ICO.

Неоднозначным является вопрос принятия в ПВТ стартапов. Как правило, в ПВТ принимаются компании, имеющие готовых заказчиков, что о стартапах редко можно сказать. Однако в последнее время ПВТ идет таким компаниям на встречу при наличии ряда условий. К примеру, если стартап получал награды на национальных и международных конкурсах стартапов или членом команды является известный в Беларусь программист.

Можно ли вступить в ПВТ IT-компании с техподдержкой?

Несмотря на наличие такого вида деятельности как техническая поддержка в нормативных актах ПВТ, администрация ПВТ, исходя из практики, не нацелена на принятие компаний, для которых данный вид деятельности является преобладающим. Кроме того, техническая поддержка может осуществляться только в отношении собственных продуктов.

Однако зачастую под технической поддержкой понимается доработка отдельных узлов готового продукта, создание нормализующих утилит. Такая деятельность может быть рассмотрена не как техническая поддержка, а как заказная разработка программного обеспечения.

Если ваш вид деятельности является стандартным для ПВТ и вы готовы соблюдать требования по уровню заработной платы и выручке, имеете стабильных заказчиков, то, безусловно, вступление в ПВТ не стоит откладывать в долгий ящик, никаких неоправданных рисков в себе данная процедура содержать не будет.

Контактные данные.

Скобей Андрей Николаевич, юрист, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388 +Telegram; +375336818936 +Viber, WhatsApp) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

 

Summary
Юридические услуги
Service Type
Юридические услуги
Provider Name
Скобей Андрей Николаевич, партнёр международной юридической компании,
улица Карла Либкнехта,Минск,Республика Беларусь-220036,
Telephone No.+375291102388
Area
Регистрация IT-компании в Беларуси, вступление в ПВТ
Description
Сопровождаем все действия в процедуре регистрации IT-компании в Беларуси с последующим вступлением в Парк высоких технологий. Также предлагаем услуги организаций-партнёров по подбору персонала, бухгалтерскому учёту и корпоративному управлению.