Ликвидация предприятия представляет собой последовательность действий, направленных на исключение юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (ЕГР). Только такой результат ликвидации можно считать целесообразным. Зачастую учредители удовлетворяются тем, что вводят предприятие в ликвидацию, после чего забывают о его наличии. Что в корне неверно, ведь пока юридическое лицо не исключено решением регистрирующего органа из ЕГР, оно не считается вполне прекратившим своё юридическое существование, пусть и действующим уже не является. Так, учредители такого юридического лица по-прежнему не будут иметь право учреждать новые коммерческие организации.

Что мы можем предложить нашим клиентам, которым необходима ликвидация предприятия?

  • сопровождение ликвидации юридического лица без долгов в качестве ликвидатора — 1250 белорусских рублей;
  • подготовку ликвидатором заявления о банкротстве в случае наличия задолженности, сопровождение рассмотрения заявления о банкротстве в экономическом суде — цена договорная;
  • помощь ликвидатору клиента в решении проблемных вопросов, возникших в ходе ликвидационного процесса: сдача документов в архив, представление интересов в государственных органах в ходе проверок — цена договорная.

Шаг 1. Ликвидация предприятия: выбираем ликвидатора. Ликвидатором юридического лица может быть как физическое лицо (индивидуальный предприниматель), так и юридическое лицо. Ликвидатором может быть лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на должности специалиста либо руководителя не менее трёх лет. При наличии долгов бывший руководитель или учредитель предприятия не может быть ликвидатором. Возмездные услуги ликвидатора имеют право предоставлять лишь лица, имеющие лицензию на оказание юридических услуг.

Шаг 2. Принятие решения о ликвидации. Решение о ликвидации принимается учредителями субъекта хозяйствования единогласно. Такое решение, оформляемое в хозяйственном обществе в виде протокола, должно содержать среди прочего сведения о назначаемом ликвидаторе, сроке и порядке ликвидации. Про порядок ликвидации достаточно сделать общую ссылку на белорусское законодательство. Предельный срок ликвидации составляет 9 месяцев с возможностью продления его на 3 месяца. Подробно по данному вопросу читайте здесь.

Шаг 3. Ликвидатор подаёт заявление о ликвидации в регистрирующий орган. Ликвидатор, принявший документы и имущество предприятия, лично обращается в регистрирующий орган с заявлением установленной формы и решением учредителей о ликвидации. Сделать он это обязан не позднее 10 дней с момента принятия решения о ликвидации.

Ликвидатор подает публикацию о ликвидации предприятия на сайте журнала «Юстиция Беларуси», а также уведомляет известных ему кредиторов посредством почтовой связи либо нарочным. На ликвидатора, пренебрегшего данной обязанностью, может быть возложена субсидиарная ответственность. Однако на практике доказать то, что ликвидатор знал, но не уведомил кредитора, непросто. Потому организациям необходимо самостоятельно проводить мониторинг контрагентов на предмет нахождения в ликвидации. Благо в настоящее время возможно делать это посредством открытых источников сети Интернет, не прибегая к платным услугам. Подробно о данном этапе можно прочитать на нашем сайте вот здесь.

Шаг 5. Взыскание дебиторской задолженности ликвидируемого предприятия (при её наличии). Ликвидация предприятия не предполагает наличие у юридического лица правопреемников в отношении прав и обязанностей. Поэтому стоит помнить о том, что после исключения из ЕГР вся дебиторская задолженность юридического лица будет считаться погашенной, поскольку правоотношения, на которых она была основана, прекратились в связи с ликвидацией одной из сторон. В связи с чем при нежелании «прощать» должников ликвидируемого предприятия и отсутствии возможности произвести взыскание до момента исключения из ЕГР, необходимо произвести уступку соответствующей задолженности аффилированным лицам, которые продолжат свою деятельность. Дебиторская задолженность дочернего предприятия может быть изъята учредителем из хозяйственного ведения. Подробно о взыскании дебиторской задолженности ликвидатором можете почитать вот здесь.

Шаг 6. Принятие требований кредиторов. Не заявленные в процедуре ликвидации требования не должны учитываться ликвидатором при составлении реестра требований кредиторов. Срок для заявления требований — 2 календарных месяца с момента дачи объявления о ликвидации на сайте журнала «Юстиция Беларуси». По истечению 2 месяцев на основании заявленных требований, имеющихся активов предприятия, ликвидатором составляется промежуточный ликвидационный баланс, предоставляемый для утверждения учредителям. По итогам составления данного баланса делается выводом о том, может ли предприятие за счет имеющегося имущества рассчитаться со всеми кредиторами.

При невозможности рассчитаться с заявившимися кредиторами по итогам утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор обязан обратиться в экономический суд с заявлением о банкротстве. Распространено заблуждение, согласно которому при наличии незначительной задолженности подавать в банкротство не стоит. Даже самое незначительное по сумме признанное в надлежащем порядке требование кредитора является основанием для ввода в банкротство, если данное требование не удовлетворено в установленный срок в связи с недостатком имущества. В случае пренебрежения данным обстоятельством при составлении ликвидационного баланса на ликвидатора и учредителей предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность. Потому в случае отсутствуя имущества у ликвидируемого предприятия опытные ликвидаторы рекомендуют учредителям погасить задолженность незначительного размера за счёт собственных средств.

Шаг 7. Прохождение проверок. Ликвидация предприятия влечёт прохождение проверок в налоговых, таможенных органах, ФСЗН и Белгосстрахе. Проверка другими органами возможна только в случае, если на момент ввода в ликвидацию предприятие было включено в координационный план проверок. В таком случае ликвидация не может быть завершена до проведения данной проверки. Срок для прохождения же стандартных проверок при ликвидации — шесть месяцев. В случае если за этот период проверки не будут назначены, ликвидация может быть завершена без них.

Предоставление в налоговый орган заключения аудитора вместо прохождения камеральной проверки является одной из последних новаций белорусского права. Что же лучше выбрать: ожидание налоговой проверки или заказ аудиторской? Лицам, которым необходима оперативная ликвидация в срок до 2,5 месяцев, мы рекомендуем рассмотреть вариант заказа аудиторского заключения вместо прохождения проверки в налоговой. Зачастую налоговые перегружены такими проверками и бесплатной проверки в налоговой можно ждать до полугода, а то и больше.

Само собой разумеется, ликвидация предприятия с привлечением аудиторов влечет довольно серьезные финансовые затраты. Кроме того, следует помнить о том, что налоговая инспекция может принять, а может и не принять отчет аудитора. При этом такое отклонение отчета аудитора необязательно может быть связано с качеством самого отчета, налоговая вообще не обязана мотивировать отказ в принятии.

В то же время думается, что налоговая не будет немотивированно отклонять аудиторские отчеты, создавая себе дополнительную работу. Возможно речь об отклонении отчетов будет иметь место в случаях, когда ликвидируемые предприятия являлись плательщиками с высоким уровнем риска либо когда сами аудиторские отчеты составлены подозрительно некачественно. Таким образом, принимая решение о форме налогового контроля при ликвидации, следует взвешивать целый ряд факторов.

Шаг 8. Составление ликвидационного баланса. После расчетов со всеми кредиторами остающееся имущество распределяется между учредителями пропорционально их долям. После расформирования имущества ликвидируемого лица составляется ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями. Данный баланс подводит итог работе ликвидатора. Все строчки данного баланса на последнюю отчетную дату должны отражать полное отсутствие активов.

Шаг 9. Сдача документов в архив. Документы ликвидируемого лица сдаются ликвидатором в территориальный архив. Как минимум необходимо сдать учредительные документы, решения учредителей, приказы по личному составу. Некоторые архивы оказывают услуги по формированию дел ликвидируемых предприятий.

Шаг 10. Подача документов для исключения из ЕГР. Произведя все вышеназванные действия надлежащим образом, ликвидатор предоставляет в регистрирующий орган оригинал свидетельства о регистрации, печать, утвержденный учредителями ликвидационный баланс, справку из архива о сдаче документов. Сотрудник регистрирующего органа проверяет наличие справок из проверяющих органов, предоставляемых ему непосредственно этими органами в электронной форме. При наличии всех необходимых элементов дело ликвидируемого предприятия закрывается и регистрирующий орган в течении месяца принимает решение об исключении предприятия из ЕГР, о чем выдается справка (выписка из решения).

Резюме.

Разумнее всего доверить ликвидацию юридического лица профессионалам в данной сфере, юристам-лицензиатам, что позволит не только решить вопрос в предельно сжатые сроки, но и избежать привлечения к субсидиарной ответственности в случае банкротства. Обычно стоимость услуг по ликвидации зависит от того, назначается ли ликвидатором лицо, оказывающее юридические услуги. В случае, если ликвидация сопровождается юристом по доверенности без назначения ликвидатором, стоимость услуг может быть значительно снижена, поскольку размер стоимости ликвидации с назначением юриста ликвидатором обусловлен высокими рисками в данной сфере деятельности.

Если ликвидация предприятия по-прежнему вызывает у Вас вопросы, будем рады ответить на них в комментариях к публикации.