We work: Mon-Fri (Sat-Sun - day off) with 09: 00 to 18: 00

+375291102388

Startup in Belarus: information and services of a lawyer

A startup in the broadest sense is a company with a short history of economic activity. In a narrow sense, it can mean a company in the field of information technology that needs investments (IT start-up).

Startup financing takes place in several stages. Its sources can be:

  • seed investments;
  • angel investments;
  • venture capital funds;
  • mixed forms.

Startups often register in multiple jurisdictions. The complex legal structure of companies does not always bring the expected result. A simple and understandable structure will avoid additional costs. However, at a certain stage, the foreign investor may have the last word on this issue. Consequently, lawyers from different jurisdictions may be involved in the packaging of a startup.

Contact details of the responsible person: Skobey Andrey Nikolaevich, investment lawyer, you can contact him by phone (+37529 1102388) or by e-mail (info@legaltime.by).

The choice of the legal form of a startup.

Consider several legal forms in which a startup can be created. The most common is a limited liability company (abbreviated as LLC). Members are not liable for the obligations of the LLC. Participants bear the risk of losses within the limits of their share in the authorized capital of the LLC. With this form, you can engage in almost any type of activity.

It is worth considering that accounting services and the appointment of a director of an LLC will be required. At the first stages, it is better to use accounting outsourcing. The minimum size of the authorized capital is not defined. Based on the foregoing, we can say that this form is most acceptable for a startup in Belarus.

Individual entrepreneur.

This form is simpler in terms of taxation and management. Registration of an individual entrepreneur takes place at his place of residence. Work in this quality is possible with small projects that are implemented mainly individually. With this form it is quite difficult to attract funding for the project.

Joint-Stock Company.

There are two forms:

  • OJSC (Open Joint Stock Company);
  • CJSC (Closed Joint-Stock Company).

In a CJSC, shares are distributed among a limited number of founders. However, there are no such restrictions in OAO. Shareholders are not liable for the obligations of the joint stock company. Consequently, shareholders bear the risk of losses to the extent of the value of their shares.

There is the possibility of issuing shares of both preferred and ordinary. The issue of shares is accompanied by their registration with the securities department. Failure to comply with these requirements may result in administrative liability.

Most often, domestic startups use such an organizational and legal form as a closed joint-stock company. You can often hear from lawyers about the shortcomings and lack of expediency of creating this organizational and legal form. However, a closed joint stock company has many advantages.

Do startups enter HTP?

The startup may try to join the Belarus Hi-Tech Park (see the link for details). Is it realistic to put into practice? The HTP is not set up to accept loss-making companies, that is, companies with negative profitability. But it is startups that are unprofitable in the initial period of their activity. If this were not the case, then venture capitalists would disappear. Since all startups would be immediately self-sustaining.

However, if the project is highly innovative, the OEM may make concessions in terms of profitability. In addition, obtaining revenue is often not a long-term business for a startup, and it is able to ensure that minimum profitability indicators are met by the end of the planning period. In any case, it is worth understanding that each case is individual.

Registration of relations with startup investors.

How to transfer funds for the development of a startup? How not to lose the invested funds? How to keep participation in the startup of the original team? The first way of investing under consideration is when an investor acquires a corporate stake in a start-up.

Let's consider the example of an LLC, since it is an LLC that is the most acceptable organizational and legal form for a startup. First of all, the investor can make a contribution to the authorized capital in connection with the registration of the company. Or an investor can acquire the status of a participant by making an additional contribution to the statutory fund.

This shows a significant advantage of the LLC over the joint-stock company in terms of law. In the LLC, a disproportionality is possible between the participant’s contribution to the authorized capital and the acquired share. Indeed, often proportionality could lead to the fact that the share of start-up creators will be scanty. This state of affairs could adversely affect motivation. Indeed, in this case, in fact, the creators of a startup become simple hired employees of an investor.

A loan as a way of investing a startup.

A simple loan is often a means of investing in situations where, for some reason, obtaining a corporate participation by an investor is not acceptable. This method has its pros and cons. The main disadvantage is that a simple loan can be called a way of investing only very conditionally. After all, under a loan agreement, only monetary relations arise. Formally, the investor will have nothing to do with the development of the company.

If the investor is not returned the loan, he will be able to initiate bankruptcy of the incorporating startup structure. And, under certain conditions, bring the founders and the head of such a structure to subsidiary liability.

The advantage is that the founders of a startup, in exchange for investment, are not obliged to “let the investor into the house”. If the startup is successful, they can simply return the invested funds with interest to the investor. And leave the company behind or attract another round of financing through the sale of corporate participation (sell the company to the end investor). It seems that this method can only be suitable for small investment amounts. Therefore, this advantage does not cover all the risks of a loan.

Convertible loan.

A convertible loan should be distinguished from a simple loan. This legal instrument was introduced into the Belarusian legal system quite recently. He hasn't shown himself yet. In essence, the difference between a convertible loan and a simple loan lies in the fact that a startup must, under certain conditions, make a counter execution not in the form of a return of funds, but in the form of providing a corporate participation to the investor. This mechanism is very rational and is used in the field of venture investment in many jurisdictions.

There are also other ways to invest in a startup, such as a simple partnership agreement, buyout of a company's share in its own authorized fund. However, we will not dwell on these tools in detail. They are so rare in law enforcement practice that to describe them is only to create confusion for the reader. An experienced investment lawyer will suggest one of these ways if your startup needs it.

Protection of intellectual property of a startup.

A startup has as the most important object of civil rights in its activities not things or securities, but objects of intellectual property - programs, trademarks, graphic images. Therefore, it is impossible to legally form a startup without building a system for protecting intellectual property. After all, it is this aspect that venture investors pay attention to when they require a report on the results of a legal audit of a startup.

The correct structure of work with intellectual property in a startup helps to avoid litigation in the future on this issue.

Firstly, it is necessary to conduct a legal audit of the objects of intellectual property already created at the time of contacting lawyers. Secondly, it is necessary to build such a system for protecting intellectual property rights. Which would help to avoid problems with its protection in the future. Intellectual property protection takes place, among other things, within the framework of contractual formalization of relations with contractors. As well as registration of rights - trademarks, computer programs, both in accordance with Belarusian and foreign / international law.

Registration of labor relations with employees.

Another important aspect when registering an IT startup is the correct registration of labor relations with employees. First of all, it is necessary to clearly distinguish between works created by an employee independently and works created by him as a job assignment.

References to the fact that everything created by the employee during working hours is the property of the employer cannot be considered legally sufficient. It is necessary to spell out in detail the duties of employees in the contract and job description, to correctly draw up each specific job assignment. Objects that are not created within the framework of official duties must be transferred to a startup in accordance with the author's agreement.

Trade secrets and non-competition in a startup.

An equally important issue is the conclusion of a non-disclosure agreement (NDA). An NDA is a legally binding agreement that serves as an intellectual property instrument. Protection is manifested in the impossibility of disseminating startup ideas to unauthorized persons. NDA needs to be signed not only with startup employees, but also with subcontractors.

The Decree “On the Development of the Digital Economy” opened up new legal opportunities for HTP residents in the field of labor law. Now HTP residents can enter into non-compete and non-solicitation agreements. Which is impossible under general labor law.

Using these conventions is critical for a startup. Since often measures to protect intellectual property and trade secrets are not enough to ensure the legal security of a startup. Transferring his competencies to a competitor, an employee can do more harm than violating the NDA.

At the same time, these agreements cannot limit the employee's right to carry out entrepreneurial activity as an individual entrepreneur. Therefore, there is no need to talk about the perfection of these methods of legal protection for a startup.

Read our blog posts on similar topics:

  • Registration of a cryptocurrency exchange in Belarus. On the conditions for opening crypto startups in Belarus, answers to the most frequently asked questions by investors.
  • Registration of LLC in Belarus: procedure. On the procedure for registering a limited liability company in Belarus.
  • Open an LLC in the Republic of Belarus. On the specifics of a limited liability company as an organizational and legal form, its creation and activities.

Add a comment

back to publications
Ask a question to a lawyer

Стартап  в широком смысле – это компания с короткой историей хозяйственной деятельности. В узком смысле может подразумеваться компания в сфере информационных технологий, которая нуждается в инвестициях (IT-стартап).

Финансирование стартапов проходит в несколько этапов. Источниками его могут быть:

  • посевные инвестиции;
  • ангельские инвестиции;
  • венчурные фонды;
  • смешанные формы.

Стартапы часто осуществляются в нескольких юрисдикциях. Сложная юридическая структура компаний не всегда приносит ожидаемый результат. Простая и понятная всем структура позволит избежать дополнительных расходов. Тем не менее, на определенной стадии последнее слово по данному вопросу может быть за иностранным инвестором. Следовательно, к упаковке стартапа могут привлекаться юристы из разных юрисдикций.

Контактные данные ответственного лица: Скобей Андрей Николаевич, инвестиционный юрист, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

Выбор организационно-правовой формы стартапа.

Рассмотрим несколько правовых форм, в которых может быть создан стартап. Наиболее распространенной является общество с ограниченной ответственностью (сокращенно, ООО). Участники не несут ответственности по обязательствам ООО. Риск убытков участники несут в пределах их доли в уставном фонде ООО. При данной форме можно заниматься практически любым видом деятельности.

Стоит учитывать, что потребуется бухгалтерское обслуживание и назначение директора ООО. На первых этапах лучше использовать бухгалтерский аутсорсинг. Минимальный размер уставного фонда не определен. Исходя из изложенного, можно сказать, что данная форма наиболее приемлема для стартапа в Беларуси.

Индивидуальный предприниматель.

Эта форма более проста в части налогообложения и управления. Регистрация индивидуального предпринимателя происходит по месту его жительства. Работать в данном качестве можно при небольших проектах, которые реализуются в основном индивидуально. При данной форме достаточно сложно привлечь финансирование проекта.

Акционерное общество.

Различают две формы:

  • ОАО (Открытое акционерное общество);
  • ЗАО (Закрытое акционерное общество).

В ЗАО акции распределяются между ограниченным количеством учредителей. Однако, в ОАО таких ограничений нет. Акционеры не несут ответственности по обязательствам акционерного общества. Следовательно, акционеры несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Есть возможность выпуска акций как привилегированных, так и простых. Выпуск акций сопровождается их регистрацией в департаменте по ценным бумагам. Несоблюдение данных требований может повлечь административную ответственность.

Наиболее часто отечественными стартапами используется такая организационно-правовая форма как закрытое акционерное общество. Зачастую от юристов можно слышать о недостатках и отсутствии целесообразности создания данной организационно-правовой формы. Тем не менее, закрытое акционерное общество обладает и многими преимуществами.

Вступать ли стартапу в ПВТ?

Стаптап может попытаться вступить в Парк высоких технологий Республики Беларусь (см. по ссылке подробно). А реально ли вступить на практике? ПВТ не настроен на принятие убыточных компаний, то есть компаний с отрицательной рентабельностью. Но ведь именно стартапы и бывают убыточными в начальном периоде своей деятельности. Если бы это было не так, то венчурные капиталисты исчезли бы. Так как все стартапы были бы сразу самоокупаемыми.

Однако, если проект отличается высокой степенью инновационности, ПВТ может пойти на уступки в показателях рентабельности. Кроме того, получение выручки зачастую не является делом слишком долгой перспективы для стартапа и он способен обеспечить выполнение минимальных показателей рентабельнсти к концу периода планирования. В любом случае стоит понимать, что каждый случай индивидуален.

Оформление отношений с инвесторами стартапа.

Каким образом передать денежные средства на развитие стартапа? Как не потерять вложенные средства? Как сохранить участие в стартапе первоначальной команды? Первый рассматриваемый способ инвестирования заключается в приобретении инвестором корпоративного участия в стартапе.

Рассмотрим на примере ООО, так как именно ООО является наиболее приемлемой организационно-правовой формой для стартапа. Прежде всего, инвестор может внести вклад в уставный фонд в связи с регистрацией компании. Либо инвестор может приобрести статус участника путем внесение дополнительного вклада в уставный фонд.

Здесь проявляется весомое преимущество ООО перед акционерным обществом с точки зрения права. В ООО возможна непропорциональность между вкладом участника в уставный фонд и приобретаемой долей. Ведь зачастую пропорциональность могла бы привести к тому, что доля создателей стартапа станет мизерной. Такое положение дел могло бы негативно повлиять на мотивации. Ведь по сути в таком случае создатели стартапа становятся простыми наёмными работниками инвестора.

Заем как способ инвестирования стартапа. 

Простой заем часто является средством инвестирования в ситуации, когда по каким-то причинам получение инвестором корпоративного участия не является приемлемым. Данный способ имеет свои плюсы и свои минусы. Главным минусом является то, что простой заем назвать способом инвестирования можно лишь очень условно. Ведь по договору займа возникают только денежные отношения. Формально инвестор к развитию компании не будет иметь никакого отношения.

В случае если инвестору не вернут заем, он сможет инициировать банкротства инкорпорирующей стартап структуры. И, при определенных условиях, привлечь учредителей и руководителя такой структуры к субсидиарной ответственности.

Плюсом можно назвать то, что создатели стартапа в обмен на инвестиции не обязаны “пускать инвестора в дом”. В случае успеха стартапа они смогут просто вернуть инвестору вложенные средства с процентами. А компанию оставить за собой или же привлечь другой раунд финансирования путем продажи корпоративного участия (продать компанию конечному инвестору). Думается, что данный способ может подойти только для небольших сумм инвестирования. Следовательно, указанное преимущество не покрывает всех рисков займа.

Конвертируемый заем.

От простого займа следует отличать заем конвертируемыйДанный правовой инструмент был введен в белорусскую правовую систему весьма недавно. Он ещё не успел проявить себя. По сути отличие конвертируемого займа от простого займа заключается в том, что стартап должен при определенных условиях совершить встречное исполнение не в форме возврата денежных средств, а в форме предоставления инвестору корпоративного участия. Данный механизм весьма рационален и применяется в сфере венчурного инвестирования во множестве юрисдикций.

Существуют также и иные способы инвестирования в стартап, такие как договор простого товарищества, выкуп доли общества в собственном уставном фонде. Однако мы на данных инструментах подробно останавливаться не будет. Они настолько редко встречаются в правоприменительной практике, что описывать их означает только создавать путаницу для читателя. Опытный инвестиционный юрист сам предложит один из этих способов, если вашему стартапу он будет необходим.

Защита интеллектуальной собственности стартапа.

Стартап имеет в качестве важнейшего объекта гражданских прав в своей деятельности не вещи или ценные бумаги, а объекты интеллектуальной собственности – программы, товарные знаки, графические изображения. Поэтому невозможно юридически грамотно оформить стартап без построения системы защиты интеллектуальной собственности. Ведь именно на данный аспект обращают внимание венчурные инвесторы, требующие отчет по результатам правового аудита стартапа.

Во-первых, необходимо провести правовой аудит уже созданных на момент обращения к юристам объектов интеллектуальной собственности. Во-вторых, необходимо построить такую систему защиты прав интеллектуальной собственности. Которая бы помогла избежать проблем с её защитой в будущем. Защита интеллектуальной собственности происходит, среди прочего, в рамках договорного оформления отношений с контрагентами. А также регистрации прав – товарных знаков, компьютерных программ как согласно белорусскому, так и согласно иностранному/международному праву.

Оформление трудовых отношений с работниками.

Также важным аспектом при регистрации IT стартапа является правильное оформление трудовых отношения с работниками. Прежде всего, надо четко разграничить произведения, создаваемые работником самостоятельно и произведения, создаваемые им в качестве служебного задания.

Ссылки на то, что все, созданное работником в рабочее время, является собственностью нанимателя, нельзя признать юридически достаточными. Необходимо подробно прописать обязанности работников в контракте и должностной инструкции, правильно оформлять каждое конкретное служебное задание. Объекты, создаваемые не в рамках должностных обязанностей, необходимо передавать стартапу согласно авторскому договору.

Коммерческая тайна и неконкуренция в стартапе.

Не менее важным вопросом является заключение соглашения о неразглашении коммерческой тайны (NDA). NDA это юридически обязывающее соглашение, служащее инструментом интеллектуальной собственности. Защита проявляется в невозможности распространения идей стартапа неуполномоченным лицам. NDA нужно подписывать не только с работниками стартапа, но и с субподрядчиками.

Декрет “О развитии цифровой экономики” открыл для резидентов ПВТ новые правовые возможности в сфере трудового права. Теперь резиденты ПВТ могут заключать non-compete и non-solicitation agreements. Что является невозможным в рамках общего трудового права.

Использование данных соглашений является критичным для стартапа. Поскольку зачастую мер по защите интеллектуальной собственности и коммерческой тайны бывает недостаточно для обеспечения правовой безопасности стартапа. Перенеся свои компетенции к конкуренту, работник может причинить больше вреда, чем нарушив NDA.

В то же время, данные соглашения не могут ограничить право работника осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве ИП. Следовательно, о совершенстве данных способов правовой защиты стартапа говорить не приходится.

Читайте публикации нашего блога по сходной тематике:

  1. Регистрация биржи криптовалют в Беларуси. Об условиях открытия в Беларуси криптостартапов, ответы на наиболее часто задаваемые инвесторами вопросы.
  2. Регистрация ООО в Беларуси: порядок действий. О порядке регистрации общества с ограниченной ответственностью в Беларуси.
  3. Открыть ООО в Республике Беларусь. О специфике общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы, её создания и деятельности.