Законодательство Республики Беларусь очерчивает круг субъектов, по решению которых может производиться ликвидация в Положении о ликвидации, которое утверждено Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года, с изменениями и дополнениями. К таким субъектам относятся учредители, суд и регистрирующий орган. Иногда говорят, например, о налоговой инспекции как субъекте, полномочном принимать решение о ликвидации, однако это не верно. По представлению налогового органа решение о ликвидации принимает регистрирующий орган. Хоть на практике и трудно представить причину для отказа регистрирующим органом в вынесении решения, коль все формальности со стороны налогового органа соблюдены.

От имени учредителей решение о ликвидации принимает высший орган управления того или иного субъекта хозяйствования. Так, в случае с обществом с ограниченной ответственностью это будет общее собрание участников либо единственный участник. Следует помнить, что компетенция принятия данного решения не может ни при каких обстоятельствах быть переданной иным органам управления, таким как совет директоров, наблюдательных совет, правление. Решение о ликвидации должно быть единогласным. Что делать если миноритарный участник воспротивился ликвидации? Слишком простого ответа здесь нет. На этот случай корпоративное право содержит механизм выхода участника из общества. А также механизм исключения недобросовестного участника. Последний механизм достаточно трудно реализуем на практике. Поэтому относительно оперативным выходом может быть только первый предложенный способ.

Каково должно быть содержание решения о ликвидации. Стоит сказать, что к принятию данного решения необходима некоторая подготовка. Главный вопрос, который должен быть решён заблаговременно: выбор ликвидатора. Стоит учитывать, что при наличии задолженности один из учредителей не может быть ликвидатором. Кроме того, лицо, претендующее на данный пост, должно иметь высшее образование, желательно юридическое или экономическое. А также опыт работы в качестве ИП, специалиста либо руководителя не мене 3 лет. Если даже при наличии всех данных условий ни у кого из аффилированных лиц нет уверенности в том, что сопровождение ликвидации им по плечу. Не стоит пренебрегать услугами профессиональных ликвидаторов, имеющих лицензию на оказание юридических услуг. Также при отсутствии у предприятия денежных средств стоит подумать о том, как будут делится между учредителями расходы в связи с ликвидацией.

Принимая решение о ликвидации, кроме назначения ликвидатора стоит решить вопрос со сроками и порядком ликвидации. Рекомендуется установить максимально допустимый законом срок ликвидации в 9 месяцев, ведь никто не запрещает этим завершить ликвидацию ранее срока. А при указании меньшего срока придётся принимать дополнительное решение, если ликвидация по каким-либо причинам затянется. Чаще всего это происходит из-за больших сроков проведения проверки в налоговой. При определении же порядка ликвидации чаще всего ссылаются на то, что ликвидация будет проведена в соответствии с белорусским законодательством. И здесь всё правильно, поскольку законодательство Республики Беларусь содержит пробелы по некоторым вопросам. Тем не менее, трудно установить в решении более совершенный механизм, который был бы не только юридически грамотным, но и практически исполнимым.

В заключение стоит сказать о том, что после принятия решения о ликвидации в течение десяти дней документы о начале процедуры ликвидации должны быть поданы в регистрирующий орган. Потому необходимо согласовывать с ликвидатором дату решения. Так как именно он выполняет вышеописанную функции. Регистрирующий орган зачастую отказывает в принятии документов, если решение о ликвидации было принято более десяти дней до момента подачи в регистрирующий орган.

Правильность такой позиции вызывает большие сомнения. Ибо закон не устанавливает правового последствия нарушения срока в виде признания решения недействительным. Более того, соблюдение данного срока входит в очевидное противоречие с некоторыми иными нормами нашего законодательства. Так, не понятно, каким образом наниматель, принявший решение о ликвидации, может уведомить об этом работников за два месяца до увольнения. Ведь после подачи данного решения с заявлением о ликвидации в исполком предприятие не сможет осуществлять хозяйственную деятельность, кроме как связанную с ликвидацией. Что фактически сводит обязанность об уведомлении к обязанности работодателя платить компенсацию при увольнении в связи с ликвидацией в виде пятимесячного оклада.

В статье учтено законодательство по состоянию на 04.04.2016.