Внешнеторговый контракт представляет собой хозяйственный договор, заключаемый между резидентом Республики Беларусь и нерезидентом, который предусматривает импорт или экспорт товаров, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности. Договор, не подпадающий под вышеприведенное определение хотя бы в части, нельзя назвать внешнеторговым.

Внешнеэкономической деятельностью в Беларуси вправе заниматься юридические лица любых организационно-правовых формы. Потому решая вопрос о выборе организационно-правовой формы, не следует придавать большое значение влиянию внешнеторгового законодательства. Однако, на практике, открытие ООО является наиболее распространённым выбором. Данная организационно-правовая форма хорошо известна в большинстве зарубежных юрисдикций. Что минимизирует вопросы со стороны иностранных контрагентов.

Информация о контрагенте

Приступая к заключению внешнеторгового контракта необходимо произвести ряд подготовительных действий, не связанных с содержанием самого договора. Следует определится с экономической целесообразность сделки, а также получить информацию об отсутствии административных препятствий для сделки. Так, в случае если импорт Вашего товара подлежит лицензированию в стране контрагента, следует уточнить наличие у него соответствующей лицензии. Также следует запросить подробные реквизиты контрагента, чтобы Вы при необходимости могли взять в отношении него выписку из торгового реестра с целью проверки правоспособности, а также полномочий лица, действующего от имени контрагента без доверенности.

Выбор применимого права для внешнеторгового контракта

Внешнеторговый контракт представляет собой типичный договор, осложнённый иностранным элементом по субъектному составу. Потому к такому договору может применяться иностранное право. Стороны такого договора могут либо положиться на нормы международного частного права страны суда, либо сами могут избрать применимое право в договоре (автономия воли). Второй вариант является предпочтительным, поскольку позволяет учесть правовые интересы сторон. В интересах белорусской стороны избрание в качестве применимого белорусского права, особенно в купе с выбором подсудности в пользу белорусского суда или международного арбитража, располагающегося в Беларуси.

Однако и выбора иностранного права не следует избегать, если это составляет принципиальную для контрагента позицию. Также выбор иностранного права может оказаться целесообразным при недостаточной регламентации белорусским правом того или иного правового института. Как пример здесь можно привести отсутствие в белорусском праве регламентации агентского договора, некоторых аспектов интеллектуальной собственности.

Выбор подсудности для внешнеторгового контракта

К выбору подсудности следует подходить также вдумчиво. Выбирая в качестве суда, которому будут подсудны споры по договору, белорусский суд, стоит помнить о том, что решение белорусского суда должно ещё быть признано за рубежом. А при отсутствии международного договора по данному вопросу между Беларусью и государством контрагента такое признание не всегда может быть получено беспрепятственно. В таком случае стоит подумать об арбитражной оговорке в пользу международного арбитража, находящегося на территории Республики Беларусь. Решение арбитража признаются в большом числе государств мирового сообщества, в связи с наличием многостороннего международного договора по данному вопросу.

В случае нахождения контрагента на территории государства ближнего зарубежья, неплохим вариантом будет и отсутствие решения вопроса с подсудностью в договоре. Поскольку намного проще и быстрее будет взыскать долг в иностранном суде (например, Российской Федерации) по месту нахождения ответчика, чем исполнять решение белорусского суда в иностранном государстве. Такой подход сэкономит время и деньги.

Сверхимперативные нормы и их соблюдении во внешнеторговых контрактах

В независимости от применимого права, существует и ряд положений белорусского административного права, которые затрагивают заключение внешнеторговых контрактов. В первую очередь здесь стоит упомянуть Указ президента №178 от 27 марта 2008 года, с изменениями и дополнениями (далее также Указ). Его нормы носят сверхимперативный характер. Это значит, что они будут применимы даже тогда, когда нормы применимого иностранного права будут говорить иное. Нормы Указа касаются сроков завершение внешнеторговых операций, существенных условий контракта, регистрации внешнеторговых контрактов.

По общему правилу, экспортная операция должна быть завершена не позднее 90 дней с момента отгрузки товаров, а импортная – 60 дней с момента осуществления платежа. Сам Указ устанавливает исключение для экспортной операции по договору комиссии, увеличивая срок до 120 дней. Дополнительные исключения могут вводиться Национальным банком Республики Беларусь. Им же могут быть выданы разрешения отдельным контрагентам на нарушение установленных Указом сроков. Обычно такие разрешения выдаются в случае наличия уважительной причины у экспортёра (импортёра). Например, при наличии доказательств возбуждения им в иностранном государстве судебного процесса по взысканию образовавшейся задолженности.

В качестве существенных условия внешнеторгового контракта законодатель указывает на стоимость товара и условия о расчёте.Внешнеторговый контракт подлежит регистрации в банке резидента, если предмет сделки носит товарный характер и стоимость сделки превышает 3 000 Евро. Банк не имеет право взимать плату за регистрацию.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать об языковой составляющей внешнеторгового контракта. Зачастую внешнеторговый контракт совершается на нескольких языках. Непременно нужно указывать, какая версия договора будет иметь приоритет при возникновении разночтений. Если стороны сделали выбор подсудности или совершили арбитражную оговорку, то стоит отдавать приоритет государственному языку страны, где будет рассматриваться спор. Надеюсь настоящая статья помогла разобраться Вас с такой темой, как внешнеторговый контракт.

Читайте также нашу статью по данной теме:
Алгоритм действий по заключению внешнеторгового договора.